Не нужен нам берег турецкий
Кузбасские промышленники разработали свои туристические маршруты
Пандемия заставила россиян внимательнее присмотреться к маршрутам внутреннего туризма. Регионы без морских побережий и памятников архитектурного зодчества активно включились в борьбу за отдыхающих и предлагают весьма оригинальные турмаршруты. Например, в Сибири набирает популярность промышленный туризм.
Правда, подавляющему большинству туристов Кузбасс знаком по горнолыжному курорту Шерегеш: ежегодно там отдыхает больше миллиона человек со всей страны. Однако кроме белоснежного зимнего «пухляка», который так любят горнолыжники и сноубордисты, регион теперь готов удивлять туристов и промышленными пейзажами. На индустриальных горизонтах — огромные угольные разрезы, подземные шахты, заводы-гиганты химической и металлургической промышленности.
В Европе промышленный туризм развивается уже несколько десятилетий, в России же — только входит в моду. Кузбасские промышленники тренд оценили и разработали свои туристические маршруты.
— Продвижение промышленного туризма имеет для Кузбасса стратегическое значение. Это инструмент формирования современного образа Кузбасса как региона с развитой промышленностью, современными технологиями, возможностью показать примеры экологически ориентированных производств. Совместно с экспертами по промышленному туризму Агентства стратегических инициатив и специалистами предприятий удалось разработать экскурсионные программы для разных аудиторий, — отмечает Антон Пятовский, министр туризма и молодежной политики региона.
Туры расписаны до конца года
Основным туристическим направлением в кузбасской промышленности, конечно, является угледобыча. Именно на угольных предприятиях можно почувствовать всю мощь и масштаб индустриального края.
Предприятия, ведущие добычу открытым способом, разрезы — это огромные карьеры под открытым небом. Со смотровых площадок туристы могут наблюдать за зрелищными взрывными работами, которые проводятся для вскрытия угольных пород, и познакомиться с горной техникой.
Так, первая группа путешественников совсем недавно прошла по областному брендовому маршруту «Кузбасс. Огонь в сердце», утвержденному Ростуризмом. Туристы из Москвы, Пскова, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Сарова посетили Кедровский угольный разрез АО «УК «Кузбассразрезуголь».
Здесь гости ознакомились с историей предприятия и компании в корпоративном музее, как настоящие горняки прошли медосмотр с помощью электронной системы медицинских осмотров (ЭСМО), своими глазами увидели, как добывается уголь, и даже поднялись на палубу 220-тонного БЕЛАЗа.
— Когда видишь, настолько большие машины, сразу понимаешь масштаб работы, которая ведется на разрезе, — говорит турист Юлия Дубник. — Живя в другом регионе, мы мало знаем про Кузбасс, и сегодняшняя поездка восполнила этот пробел.
Туры по маршруту «Кузбасс. Огонь в сердце» уже расписаны до конца года. По словам операторов, они вызывают интерес не только в России. И возможность посетить действующее угольное предприятие — одна из главных особенностей, которая привлекает в наш регион людей со всей страны.
— У промышленного туризма есть хорошие перспективы, — отметила Лариса Береснева, начальник управления по связям с общественностью АО «УК «Кузбассразрезуголь». — Нам действительно есть что показать и чем гордиться. Люди, которые приезжают из других регионов и впервые видят работу горняков — понимают, насколько это тяжелый и ответственный труд.
Когда хочется в забой
Подземная добыча ведется на угольных шахтах — это настоящие подземные города глубиной до 800 метров. В забои простому туристу, конечно, не попасть из-за высоких требований производственной безопасности.
Но на земле для гостей созданы музеи-инсталляции, где можно пройтись по очистному забою, погрузиться в шахтерский быт и даже совершить путешествие в историю — своими глазами увидеть, как горняки работали пятьдесят и даже сто лет назад. Один из таких музеев расположен в моногороде Ленинске-Кузнецком, в 80 километрах от Кемерова, на промплощадке закрытой ныне шахты.
— Туристы, конечно, хотят попасть в шахту, но спуск под землю требует определенных знаний, навыков и целого набора компетенций, которыми невозможно овладеть быстро, прямо перед экскурсией. Поэтому предлагаем такую интересную альтернативу. Наши экскурсии проходят в белых касках, такие носят только начальники. Здание, в котором мы находимся, — это здание клетевого ствола, еще 30 лет назад оно было в работающем состоянии, — рассказывает Елена Чикурова, заведующая музеем.
Совсем недавно здесь ходили вагонетки с углем, одна из которых, кстати, стала музейным экспонатом. Рельсы тоже удалось сохранить, а на входе в музей можно заметить огромный лифт, на шахтерском языке — клеть (кабина, в которой горняки спускались под землю). Сегодня механизм не работает, но внутри видны силуэты манекенов-шахтеров, точь-в-точь как те, кто трудился тут еще несколько десятков лет назад.
Кстати, каски в шахтерском музее нужны не только для антуража, но и для безопасности. Чтобы экспозиция как можно больше походила на настоящий забой, потолки в ней намеренно занизили и зафиксировали на них крепи — специальные сооружения, которые предотвращают обрушения в подземных тоннелях и выработках. Здесь есть крепи деревянные — такие сооружали в начале XX века, и более современные — арочные.
— Иногда посетители даже говорят, что здесь особый запах, пахнет шахтой, особенно это замечают те люди, которые сами когда-то в шахте работали, — отмечает Чикурова.
Интерактивность — одна из главных особенностей этого шахтерского «Эрмитажа», как еще называют Музей шахтерской славы Кольчугинского рудника. Герои экспозиций могут заговорить во время экскурсий, а с телефонного аппарата, которые в середине прошлого века устанавливались под землей в шахтах, можно позвонить в прошлое императору Александру III (изначально именно царская семья была собственником Кольчугинского рудника, по императорскому указу первая шахта рудника получила название «Успех») или выдающемуся исследователю Сибири Даниэлю Мессершмидту.
Один из музейных залов представляет собой необычный 3D-кинотеатр, где сразу на трех экранах можно погрузиться в историю военного времени. В годы Великой Отечественной Кузбасс был тылом, в шахтах уже с семнадцати лет вместо крепких мужчин работали вчерашние школьницы, они сами называли себя шахтерками. Уголь и металл были тогда особенно необходимы — и городам, и фронту.
Необычный шахтерский музей принял гостей уже более чем из полусотни стран мира и почти из всех российских регионов, и желающих побывать в такой «шахте» все больше. Каждый гость оставляет свою отметку на настенной карте.
После экскурсии по музею-шахте туристы могут и сами почувствовать себя горняками. Центр подготовки и развития персонала крупной угольной компании «СУЭК-Кузбасс» как раз дает такую возможность. На учебных тренажерах можно управлять подземным дизелевозом, которые сегодня используются в шахте для доставки людей и грузов, а в очках виртуальной реальности попробовать поработать в настоящем забое — на таких онлайн-тренажерах занимаются и сами горняки, чтобы повысить уровень профмастерства.
Те, кто интересуется экологией угледобычи, после виртуальной смены в шахте могут побывать на очистных сооружениях, через которые проходят шахтные воды, прежде чем вернуться в реку. В 2020 году в Ленинске-Кузнецком, на шахте имени Кирова были введены самые высокотехнологичные модульные очистные сооружения в России — мощностью до 800 кубометров в час.
— Без воды в шахте никак — при добыче угля приходится откачивать подземные воды, чтобы не затопить выработки. Мы хотим показать, что, вопреки стереотипам, шахтную воду все-таки можно очищать до нормативных показателей. И после очистки мы сбрасываем воду даже чище, чем она есть в реке, — рассказывает Елена Могилева, главный эколог «СУЭК-Кузбасс». Главное доказательство ее слов — сомик, который живет в аквариуме с очищенной шахтной водой.
Завершить промышленную экскурсию можно горячим чаем с традиционным шахтерским «тормозком» — сытным перекусом, который горняки обычно берут с собой в забой. А для любителей необычных угощений в Кузбассе есть знаменитое угольное мороженое — сливочный пломбир в смольном вафельном рожке с добавлением настоящего растительного угля. Такой промышленно-гастрономический колорит не оставит равнодушными даже самых бывалых путешественников.
Подготовил Леонид Алексеев