Верой и добром служение Кузбассу
Фонду «Шахтерская память» имени В.П. Романова — 30 ЛЕТ
Об истории его создания и о том, какими приоритетами в своей деятельности руководствуется все эти годы Кемеровский областной общественный фонд «Шахтерская память» имени В.П. Романова, наша беседа с его директором Евгением Росстальным.
— Евгений Борисович, что послужило своего рода толчком для создания Фонда?
— 90-е годы стали эпохой больших перемен и потрясений для всей страны и для нашего региона в частности. В период реструктуризации угольной промышленности России в Кузбассе было закрыто 43 шахты и 1 разрез, комбинат «Кузбассшахтострой», 10 шахтостроительных трестов и 40 шахтостроительных управлений, геологические управления треста «Кузбассуглеразведка». Государство — бывший собственник этих предприятий — фактически бросило на произвол судьбы более 50 тысяч ветеранов-угольщиков. Именно тогда, 30 лет назад, 20 декабря 1993 года, и был основан Кемеровский областной общественный Фонд «Шахтерская память».
— А кому принадлежала инициатива создания Фонда?
— Одним из инициаторов создания Фонда «Шахтерская память», его организатором и первым директором стал бывший начальник комбината «Кузбассуголь» Владимир Павлович Романов, Герой Социалистического Труда, первый почетный гражданин Кемеровской области, заслуженный шахтер РСФСР. Фонд стал первой в России благотворительной организацией для оказания помощи ветеранам шахтерского труда и был в дальнейшем назван его именем.
У истоков создания Фонда стояли генеральные директора акционерных обществ «Кузбассуголь», «Кузбассинвестуголь», ПО «Кузбассразрезуголь» — практически руководители всех крупных угольных объединений Кузбасса.
27 декабря 1993 года в управлении юстиции администрации Кемеровской области был зарегистрирован за № 257 устав Фонда «Шахтерская память». В первый совет Фонда помимо Владимира Павловича Романова вошли: Юрий Петрович Киселев, начальник отдела внешнеэкономической ассоциации «Кузбасс», Николай Кириллович Овчаренко, начальник управления руководящих кадров корпорации «Кузбассинвестуголь», Михаил Васильевич Бодрецов, начальник управления Кузнецкого округа, Анатолий Иосифович Фомин, заместитель начальника комбината «Кузбассшахтострой».
— Начало, как правило, — всегда самый сложный этап в деятельности любой организации. С чего начинали?
— Совет Фонда основной своей целью определил сохранение памяти о тех, кто погиб, добывая уголь, выдающихся угольщиках, оказание помощи словом и делом осиротевшим семьям, нуждающимся ветеранам закрытых угледобывающих предприятий.
По сути, первым шагом деятельности Фонда стала доставка ветеранам-угольщикам продовольственных наборов, материальная помощь вдовам и детям погибших горняков, общение с людьми.
— И это дорогого стоило: в то нелегкое время людям было важно ощущать, что они не выброшены за борт жизни. А откуда черпались средства?
— Источник финансирования в то время был самый простой: Владимир Павлович надевал свой «генеральский» китель со звездой Героя Социалистического Труда и ездил по действующим угольным компаниям просить деньги на помощь ветеранам закрытых предприятий. Авторитет Романова был непререкаем, и это помогало в сборе средств. Но с каждым годом добывать финансовые средства для Фонда таким способом становилось все сложнее.
В 2004 году администрация Кемеровской области, возглавляемая Аманом Гумировичем Тулеевым, обратилась к руководителям угольных компаний с просьбой оказать поддержку ветеранам закрытых угольных предприятий и организаций на постоянной и долговременной основе через Фонд «Шахтерская память».
В ежегодных соглашениях о социально-экономическом сотрудничестве угольных компаний с администрацией области появилась отдельная строка об оказании материальной благотворительной помощи Фонду «Шахтерская память».
Это стало основой для обеспечения стабильного финансового состояния Фонда в те годы, вплоть до настоящего времени.
— Организатор и первый директор Фонда был выдающейся личностью. Способствовало ли это развитию благотворительной организации?
— Кузбасские угольщики, конечно, недаром присвоили Владимиру Павловичу Романову негласное звание — шахтерский маршал. Его вклад в становление и развитие Кузнецкого угольного бассейна трудно переоценить. Именно благодаря своему огромному личному авторитету Владимир Павлович сумел изыскать для материальной помощи семьям погибших шахтеров свыше 6 миллионов рублей, организовать выпуск Книги памяти погибших шахтеров Кузбасса.
Надо отметить, каждый из тех, кто впоследствии возглавлял Фонд, внес свой достойный вклад в его развитие. Преемником Владимира Павловича Романова стал Михаил Иванович Найдов, Герой Кузбасса, почетный гражданин Кемеровской области, а также шахтерских городов Киселевска и Междуреченска. Будучи на протяжении десяти лет директором Фонда «Шахтерская Память», Михаил Иванович не только продолжил начатое Романовым дело, но и значительно расширил сферу деятельности Фонда. Под его руководством была проведена большая работа по увековечиванию памяти выдающихся угольщиков, содержанию братских могил и памятников шахтерам.
По инициативе Михаила Ивановича Найдова и при поддержке губернатора области Амана Гумировича Тулеева в 2005-2006 годах были созданы Кузбасский совет ветеранов угольной промышленности и городские советы ветеранов-угольщиков. Фонд стал оказывать финансовую помощь для осуществления их деятельности.
— Насколько известно, вы были одним из тех, кто участвовал в их создании…
— Как раз в 2005 году я был избран членом Совета Фонда «Шахтерская память» имени В.П. Романова. И мне довелось вместе с Михаилом Ивановичем заниматься организацией Кузбасского совета ветеранов угольной промышленности и городских советов ветеранов — угольщиков.
— Как вы уже отметили, каждый из продолжателей начатого дела внес свою значимую лепту в развитие Фонда.
— Подхватившие эстафету Владимира Павловича Романова и Михаила Ивановича Найдова другие директора Фонда несли ее достойно. И Юрий Иванович Дьяков, и Николай Николаевич Маньшин, возглавив в свое время Фонд «Шахтерская Память», много внимания уделяли вопросам материальной поддержки ветеранских организаций-угольщиков, увековечивания памяти погибших шахтеров, сохранения и накопления истории развития Кузнецкого угольного бассейна. И активно продолжили издательскую деятельность своих предшественников. А Николай Николаевич, помимо прочего, выступил и как главный редактор и автор ряда изданий.
— Поменялись ли с течением времени приоритеты в деятельности Фонда?
— Фонд действовал и действует в русле приоритетов, обозначенных его создателями. И важнейшим из них остается постоянная жизненная поддержка ветеранов, бережное к ним отношение. Это главная нравственная задача Фонда наряду с сохранением памяти о событиях в угольной отрасли Кузбасса и вершивших их людях. Свидетельство тому — конкретные дела. В течение своего тридцатилетнего существования Фонд «Шахтерская Память» им. В.П. Романова оказывал материальную помощь остронуждающимся ветеранам ликвидированных угольных предприятий Кузбасса, городским советам ветеранов угольной промышленности; организовывал и финансировал мероприятия по празднованию юбилеев ветеранов закрытых угольных предприятий, увековечиванию памяти видных представителей угольного Кузбасса; участвовал в организации и финансировании торжественных собраний в честь Дня шахтера, спортивных и культурных мероприятий, проводимых городскими советами ветеранов угольной промышленности; оказывал помощь в финансировании празднования юбилеев — знаменательных дат закрытых угольных предприятий, юбилеев городских и первичных ветеранских организаций угольщиков.
В числе значимых дел Фонда — поддержка талантливых студентов горных направлений, в частности назначение и выдача стипендии имени выдающихся угольщиков студентам горных специальностей КузГТУ, Кемеровского и Прокопьевского горных техникумов (23 студентам 2 раза в год); финансовая поддержка школьных музеев, а также музеев горных техникумов для создания и расширения экспозиций по угольной тематике; финансирование и контроль работы по обустройству и приведению в порядок могил заслуженных шахтеров, реконструкции братских захоронений горняков, погибших в крупных авариях на шахтах Кузбасса.
Фонд выступал организатором и участвовал в финансировании издания книжной, кино- и видеопродукции, освещающей историю Кузнецкого угольного бассейна, ее памятные события, жизнь и деятельность знатных угольщиков Кузбасса.
При активном участии Фонда за три десятилетия издано 29 книг, в том числе: двенадцатитомное издание (13 книг) «Книга Памяти шахтеров Кузбасса», охватившее период с 1941 по 2022 год, пятитомник «Директорский корпус Кузбасса», «Шахтостроители Кузнецкого угольного бассейна», «Шахтерские бригадиры Кузбасса», «Шахтерские города Кузбасса в годы ВОВ 1941-1945 гг.», «Орденоносные шахтерские коллективы Кузбасса», «Корифей шахтного строительства» (И.В. Баронский), «Шахтерская гвардия: их имена на все времена», «Пласт углекаменный — 300 лет работы на Россию» и другие.
Фонд совместно с Министерством угольной промышленности Кузбасса инициировал и полностью финансировал создание телекомпанией ВГТРК цикла документальных фильмов «Легенды земли Кузнецкой» о выдающихся горняках, внесших большой личный вклад в становление и развитие угольной промышленности Кузбасса. Память об этих замечательных людях увековечена в 18 фильмах этого цикла.
За всем этим кропотливая и целенаправленная организаторская работа всех руководителей Фонда. И, конечно, столь значимые результаты не были бы возможны без добросовестного, повседневного труда сотрудников, которые профессионально оказывали и оказывают помощь своим руководителям для обеспечения стабильной и эффективной деятельности Фонда.
— В чем видите свою задачу?
— Достойно продолжать дело моих предшественников, сохранять и развивать основные направления деятельности Фонда, назначение которого можно выразить одной строкой - служение угольному Кузбассу верой и добром.