АСМ-РЕСУРС-2019


«ТОНАР-7501»: взят рубеж в 60 тонн!

На кузбасском разрезе «Шестаки» начались испытания нового — самого тяжелого — внедорожного самосвала российского производства


Аналогов нет

Длительное время основным производителем технологических самосвалов на территории бывшего Советского Союза был белорусский БелАЗ. Однако теперь и в России есть предприятие, успешно занимающееся выпуском подобной техники, — это машиностроительный завод «Тонар». Основные его производственные мощности размещены в Московской области.

В девяностые годы прошлого века «Тонар» начинал с производства легковых прицепов, в 2000-е перепрофилировался на выпуск магистральной, строительной и сельскохозяйственной прицепной техники. А в 2013 году на заводе сделали первый внедорожный самосвал грузоподъемностью 40 тонн (конструкция которого во многом тогда еще повторяла одну из китайских моделей). С этого времени в производственной программе завода выпуск внедорожных автомобилей-самосвалов занял особое место, в том числе и в связи с тем, что их аналогов сегодня не выпускает ни одно другое российское предприятие. При этом все активнее используются оригинальные отечественные конструкторские наработки и комплектующие.

Очередная новинка нынешнего года — самосвал «Тонар-7501» грузоподъемностью 60 тонн. Официальная премьера его состоялась 18 мая в Подмосковье, а уже в начале июля первый (и пока единственный) российский 60-тонник получила для прохождения испытаний компания «Стройсервис», уже давно сотрудничающая с группой компаний «СибирьТонар», официальным представителем завода в Кузбассе. Первенца направили на разрез «Шестаки».

— Самосвал работает на перевозке угля ежедневно в две стандартные смены, по 12 часов. За одну смену машина в среднем проходит расстояние около 190 километров. Во время испытаний будут проверены тяговые, скоростные, топливо-экономические характеристики. Скорость у этого самосвала, кстати, неплохая — 40-50 километров в час. Но для нас, пожалуй, наиболее важно оценить, как покажет себя ходовая часть, рессоры, мосты, насколько выдержат нагрузки колеса, — уточнил начальник отдела эксплуатации автоуправления ЗАО «Стройсервис» Сергей Полоус.

Основательности отечественному исполину придают капотная двухместная алюминиевая кабина на пневмоподвеске и внушительный самосвальный кузов. Они, как и рама с подвесками, — оригинальной заводской разработки и производства, от собственного конструкторского бюро. Разработчики самосвала также позаботились и о комфорте для водителей. В частности, кабина оборудована информативной приборной панелью управления автоматической коробкой передач, местом для крепления смартфона, удобными креслами, а также другими опциями, облегчающими работу.

Еще одна особенность конструкции — задняя подвеска на резиновых упругих элементах. Она, по предварительным оценкам конструкторов, будет гораздо выносливей классической рессорно-балансирной, а в сравнении с гидропневматической подвеской, применяемой на схожей по тоннажу технике, отличается более простой конструкцией и не требует специального обслуживания.

Одним из первых новинку в работе оценил Алексей Шипилов:

— У меня водительский стаж на грузовых автомобилях уже около 13 лет. К этой машине привык быстро, примерно за сутки. Все узлы и агрегаты находятся в нормальном рабочем состоянии, капотная компоновка обеспечивает удобный доступ к ним. А мотор, как выяснилось, «притерли» еще на заводе, поэтому оказалось возможным с первого дня испытаний загружаться под завязку — на максимальные 60 тонн. Могу отметить, что здесь легче и мягче рулевое управление, лучшая обзорность у водителя, чему помогает камера заднего вида.

После нескольких дней напряженной работы самосвал прошел первый полный осмотр и ТО, которые не выявили каких-то проблем. Что подтвердил и зафиксированный специалистами КТГ — коэффициент технической готовности автомобиля — равный единице.

— 60-тонник — это представитель уже второго поколения внедорожных самосвалов, выпускаемых у нас, — рассказал приехавший понаблюдать за ходом испытаний специалист отдела послепродажного обслуживания несерийной техники завода «Тонар» Сергей Панфилов. — Предыдущая модель из этого ряда была меньше по грузоподъемности на 15 тонн, меньшей мощности был и двигатель. Наша цель — стараться совершеновать технику так, чтобы она была конкурентноспособна с зарубежными аналогами. Например, по расходу топлива для своего класса «Тонар-7501» более экономичен. Большое внимание также уделяется вопросам безопасности: так, наряду с отечественными используются узлы и детали известных мировых производителей, которые соответствуют всем стандартам Европейской экономической комиссии ООН.

К тому же, обеспечивая и контролируя обслуживание транспорта, завод имеет постоянную возможность мониторить техническое состояние выпускаемой техники и своевременно вносить необходимые конструктивные изменения, тем самым повышая качество готовой продукции.

Потребности российского рынка в машинах такого класса удовлетворяются пока только за счет импорта, так что если у завода получится наладить серийный выпуск «Тонара-7501», это станет ощутимой победой отечественного автопрома.

В одной связке

Сейчас в нескольких угольных компаниях Кемеровской области также продолжают успешно работать внедорожные самосвалы завода «Тонар» модели 45251 — грузоподъемностью 45 тонн. Все машины осуществляют транспортировку угля и породы.

«Приглядывают» за ними специалисты сервисного центра ГК «СибирьТонар», расположенного в Ленинске-Кузнецком.

— Сегодня при выборе внедорожного самосвала покупатель оценивает не только стоимость самой машины, но и стоимость запчастей и сервисного обслуживания. Поэтому для нас важно не просто предложить удобную цену непосредственно на технику, но и обеспечить оперативную сервисную поддержку, — объясняет руководитель отдела продаж ООО «СибирьТонарСервис» Максим Кузяев. — Понятно, что за счет сборки в Подмосковье, отсутствия необходимости проходить таможню, использования деталей и запчастей российского производства цена нашего самосвала получается заметно меньше, чем у зарубежных аналогов. Кроме этого, мы даем гарантию на обслуживание техники — она действительна в течение года или на пробег в 60 тысяч километров. Готовы выполнять по согласованию с заказчиком и постгарантийное обслуживание. При необходимости для решения возникающих технических вопросов на место могут выехать оперативные сервисные бригады, обеспеченные всем необходимым оборудованием.

Квалификация специалистов позволяет выполнять разные виды работ — от проведения стандартных видов технического обслуживания до капитального ремонта узлов и агрегатов.

В Ленинске-Кузнецком создан склад запасных частей, который постоянно пополняется в связи с увеличением парка внедорожной и прицепной техники марки «Тонар» в Кемеровской области. Также на предприятиях, эксплуатирующих внедорожные самосвалы «Тонар», создаются склады наиболее востребованных запасных частей и материалов — они позволяют значительно сэкономить время сервисным бригадам.

Александр ПОНОМАРЁВ

ООО МЗ «Тонар»

142635, Московская область,

Орехово-Зуевский район,

д. Губино, ул. 1-я Ленинская, 76а

телефон: 8-800-700-32-49

сайт: www.tonar.info.

Официальное представительство ООО МЗ «Тонар» в Кемеровской области ООО «СибирьТонарСервис»

Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Топкинская, 11

тел.: 8-800-700-35-95