Хлеб промышленности

С какими проблемами сталкивается отрасль


С какими проблемами сегодня сталкивается угольная отрасль, должна ли она меняться и как? есть ли необходимость в радикальных мерах?

На эти и другие вопросы ответил Дмитрий Исламов, заместитель председателя Комитета по энергетике Государственной Думы Российской Федерации

— Дмитрий Викторович, что значит уголь для современной энергетики?

— Угольная отрасль — одна из основных отраслей нашей энергетики и промышленности. Помните, в советское время было выражение «Уголь — хлеб промышленности», считаю, что именно так к углю и надо относиться.

Уголь занимает 12-13% топливно-энергетического баланса нашей страны. Это небольшая доля по сравнению со средним мировым значением с другими странами. Но уголь — самый стабильный и надежный энергоресурс. Он регулирует баланс в энергетике.

На мой взгляд, доля угля в топливно-энергетическом балансе должна не только сохраняться, но и увеличиваться. Ведь наша главная задача — это обеспечение национальной безопасности, чтобы топ­ливно-энергетический баланс был диверсифицирован и уголь в нем занимал достойное место. Сейчас мы видим, как перекраиваются все мировые энергетические системы и к каким негативным последствиям это приводит, и не должны повторять ошибок европейских стран.

Угольная отрасль обеспечивает приток валютной выручки, половина добываемого угля идет на экспорт. На мировом рынке наша страна занимает третье место среди экспортеров угля. И мы должны это место сохранить и, более того, стремиться стать лидерами мирового рынка этого энергоресурса.

— Тем не менее сегодня перед угольной отраслью стоят серьезные вызовы. Могли бы вы обозначить наиболее критичные из них? И какими могут быть пути их решения?

— Санкции, которые были введены против Российской Федерации, в первую очередь коснулись именно угольной отрасли, добывающих компаний. 10 августа прошлого года было введено эмбарго — Евросоюз прекратил поставки нашего угля на свой рынок. Полностью изменились тарифы на перевозку: морем, железнодорожным транспортом. Цена на фрахт возросла в 4-5 раз. В этих условиях спасало то, что за счет энергетического кризиса цена на уголь также возросла. Тем не менее сейчас мы продаем наш уголь с большим дисконтом — в 50-60%.

Нам удалось сохранить добычу угля в целом по стране. Хотя главный угледобывающий регион страны Кузбасс сократил в прошлом году добычу на 20 миллионов тонн — с 243 миллионов тонн в 2021 году до 223 миллионов тонн за 2022 год.

Отрасли удалось сохранить рабочие места, трудовые коллективы. А объем налогов, который собрала угольная отрасль в прошлом году, вырос в два раза по сравнению с предыдущим периодом — до 360 миллиардов рублей. Объем инвестиций в угольную отрасль в прошлом году возрос до 235 миллиардов рублей.

Но говорить, что все прекрасно, мы не можем. В этом году цена на уголь на мировом рынке снижается. Потребление на внутреннем рынке также будет сокращаться.

Российский уголь осваивает новые рынки. Увеличился экспорт в Китай — за год он вырос на 30%  — до 69 миллионов тонн. В 3,5 раза возросли поставки в Индию, и сейчас они составляют около 9 миллионов тонн. Также большой потенциал у стран Африки. Эти страны в перспективе 20–30 лет будут обеспечивать рост потреб­ления угля. Поэтому для нас это очень перспективный рынок.

Сдерживающий фактор для развития угольной отрасли и одновременно первоочередная задача, которую надо решить, — ограниченная пропускная способность Восточного полигона.

В 2020 году на Восток было перевезено около 100 миллионов тонн угля. В прошлом году эта цифра практически не изменилась — 101 миллион тонн. Конечно, это меньше, чем хотелось бы. Например, Кузбасс последние 5 лет вез на Восток 53–55 миллионов тонн угля. А за прошлый год отправил 48 миллионов тонн. Это на 10 миллионов тонн меньше, чем должно быть согласно поручению президента РФ.

Сейчас для угольной отрасли развитие БАМ–Транссиб — жизненно важный проект. Экспорт — это драйвер развития угольной отрасли и имеет ключевое значение.

— Каковы перспективы угольной генерации?

— Считаю, что доля угольной генерации в топливно-энергетическом балансе нашей страны должна быть больше 12%.

Углегенерация должна бороться за место под солнцем, доказать, что современные угольные станции могут быть достаточно экологически чистыми, не менее, чем газовые. Они должны модернизироваться, иметь современное оборудование, в том числе обеспечивающее минимальное влияние на окружающую среду. Это современные фильтры, которые улавливают до 99% всех взвешенных веществ. Низкоэмиссионные горелки, чтобы снизить образование серы и оксидов азота. Безмазутный розжиг пылеугольных котлов. Такое оборудование есть, и наши станции им оснащаются.

Что касается того, как определить, сколько сжигается угля в том или ином регионе, — для этого есть очень хороший инструмент, который применяется уже год. Регионы сами определяют, исходя из параметров топливно-энергетического баланса, какой должна быть в их генерации доля угля или других энергоресурсов. На сегодня ситуация складывается таким образом, что, например, в регионах Восточной Сибири, если исходить из таких расчетов, большая генерация может быть эффективной на угле. А частный сектор, где огромное количество старых печей, нужно газифицировать или переводить на электроотопление, либо массово менять устаревшие печи на новое оборудование с более высоким КПД. Существует много возможностей, и их надо использовать.

— Нужны ли кардинальные меры для поддержки угольной отрасли и какие? Что делается для того, чтобы увеличить долю угля в генерации?

— Если говорить об использовании угля, то есть целый ряд перспективных направлений, которые мы должны сейчас развивать и поддерживать, в том числе законодательно.

Первое — это модернизация объектов генерации для повышения их КПД и уровня экологичности. Это большая работа, о ней нужно рассказывать и ее нужно делать.

Второе — необходимо развивать когенерацию — процесс совместной выработки электрической и тепловой энергии. А ведь сегодня достаточно большое количество станций, вырабатывающих только электроэнергию, а часть тепла просто теряется. Это тепло можно аккумулировать и пускать на централизованное снабжение находящихся рядом населенных пунктов. Такие проекты реализованы Сибирской генерирующей компанией в Кузбассе. В таком случае КПД станции резко увеличивается, а эмиссия углекислого газа снижается. Можно закрыть старые неэкологичные котельные, поскольку тепло поступает в дома централизованно.

Для этого мы должны обеспечить несколько условий. Первое  — законодательная поддержка. Например, недавно был принят законопроект, который отменил предельный уровень тарифов и тем самым значительно способствовал развитию когенерации. Почему для котельной, которая сжигает уголь или газ, у нас нет предельных тарифов, а для станций, в том числе работающих в режиме когенерации, они есть? Их нужно убирать. И это помогло.

Необходимо развивать инвестиционные возможности угольной генерации. Это программа ДПМ, потом ДПМ-штрих, сейчас идет речь о том, чтобы программу продлить и после 2031 года. Это нужно делать, но заложенные критерии нужно изменять, в том числе в сторону большей экологичности и эффективности. Тогда, используя эти инвестиционные механизмы, мы будем достигать инвестиционных целей, о которых мы с вами сейчас говорим.

Нужно развивать применение механизма установления новой модели тепла, так называемой альткотельной. Буквально три года назад был запущен этот механизм, и на сегодня по нему привлечено 280 миллиардов рублей инвестиций. Проблема в том, что пока не все специалисты, которые принимают решения в наших городах и муниципалитетах, достаточно компетентны для того, чтобы рассчитать эти программы по установлению долгосрочных тарифов на 10–15 лет и привлечь инвестиции. Поэтому полученный положительный опыт нужно до них доносить и развивать этот инструмент. Пока мы не готовы сделать его обязательным, но необходимо распространять наработанный положительный опыт.

Все это реальные действующие механизмы, которые на практике серьезные экономические и экологические плюсы дают для наших городов.

Полная версия текста — в открытом интервью главному редактору «ЭПР» Валерию Преснякову и шеф-редактору Славяне Румянцевой, газета «Энергетика и промышленность России» № 08 (460), апрель 2023 года.


2024-МАЙНИНГ