Золошлаки

В нашей стране они используются лишь на 8%


Минэнерго разработало программу мер по вовлечению в хозяйственный оборот золошлаковых отходов. Сверхзадача — довести использование ЗШО до 100%. Некоторое движение вперед действительно имеется.

Так, на полях последнего Красноярского форума были анонсированы четыре возможных проекта по использованию золошлаковых материалов в Омской, Новосибирской и Кемеровской областях и Красноярском крае.

— Суммарно возможно использовать порядка 4,5 миллиона тонн этих материалов (только на одном Северном обходе Омска эта цифра доходит до 3 миллионов тонн) и привести к экономии до 1,5 миллиарда рублей, — сказал Александр Лунев, к.т.н., директор центра компетенций «ИВМРСО» Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета.

В своем выступлении он коснулся проекта строительства автомобильной дороги Шарап—Восточный:

— Мы недавно разработали документацию, подтверждающую, что можно заменить золошлаковыми материалами производства Томь-Усинской ГРЭС часть дорожных одежд и рабочий слой земляного полотна на автодороге Шарап—Восточный, — отметил Александр Александрович.

«УК» связался с ученым и попросил его ответить на ряд вопросов.

— Когда и как началась работа по исследованию возможности замены части конструктивных элементов автодороги Шарап—Восточный?

— В феврале текущего года состоялась встреча с Петром Александровичем Саньковым, директором по реализации золошлаковых материалов ООО «Сибирская генерирующая компания». Со стороны СГК был задан ряд вопросов о возможности и целесообразности применения ЗШС Томь-Усинской ГРЭС для использования в дороге Шарап-Восточный.

— Почему обратились именно к вам? Был опыт сотрудничества?

— Да, мы уже работали с СГК, и компанию удовлетворил наш подход к работе. Банально, но сейчас очень мало специалистов разбираются в этих вопросах. А сложилось так, что именно мне досталось наследство в виде руководства научной школой по использованию золошлаков в строительстве.

— Какие задачи были пос­тавлены?

— Сущность работы, как я уже сказал, заключалась в оценке пригодности материала и расчете возможного экономического эффекта от применения золошлаковых материалов.

— Взялись за выполнение?

— Да, и выполняли проект самым обычным образом: исследование материала — определение его направлений использования — анализ проектной документации — расчеты применимости ЗШС в сравнении с существующими решениями — экономическое сравнение. Совершали те же шаги, что делают при проектировании сооружений. Сотрудничали с СГК, документацию предоставляло ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса».

Материалом исследования служили золошлаковые материалы Томь-Усинской ГРЭС, так называемые шлаковые пески, которые, по сути, являются крупной разновидностью золошлаковой смеси. Экономический эффект вычислялся за счет сравнения сметной стоимости проектного варианта (строительства земляного полотна и дорожной одежды по действующим нормативам РФ — федеральные единичные расценки (ФЕР) с применением коэффициентов, предлагаемых Минстроем РФ, для пересчета в текущий уровень цен) и предлагаемого.

— Финансирование?

— Формально эту деятельность финансировала Сибирская генерирующая компания, но такие работы мы выполняем по себестоимости, все-таки мы вуз, а не коммерческое учреждение, и цель не заработать, а принести пользу.

— Что в итоге?

— В итоге была оформлена работа в виде технического отчета. Мы, как и проектировщики, являемся членом саморегулируемой организации «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири» (СРО СПАС) и в полном праве выполнять подобную деятельность. Документацию проверили своими силами, после чего она была передана ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса» для оценки. Если предложенные решения придутся этому ведомству по вкусу, то далее оценкой будет заниматься Главгосэкспертиза РФ.

— Над чем еще сегодня работаете?

— Впереди куча дел с другими материалами. Кроме золошлаков, которые занимают сотни отвалов, мы исследуем еще и фосфогипс, металлургические шлаки, буровые, белитовые и красные шламы. Их свойства и возможности нужно подробно изучать и использовать. Делаем схожие работы для Новосибирской, Омской областей, активно изучаем материалы Красноярского края.

Наука сегодня не в самом лучшем своем состоянии. Мы живем в реальном мире и вполне понимаем существующее положение дел. Но наша сверхзадача — превратить в норму полезное использование всего, что промышленность побочно образует в ходе своей прямой деятельности.

— Есть ли практическое применение теоретических исследований?

— Из реализованного — два крупных объекта в Московской области из золошлаковых смесей Каширской (это вообще один из самых больших объектов применения ЗШС в современной России) и Дзержинской ГРЭС. Обе дороги в нормативном состоянии, трава растет, откосы целые, прочность сооружения выше требований к ней. Есть заключение ФАУ РОСДОРНИИ о том, что объекты, спустя 7 лет эксплуатации, находятся в хорошем состоянии и обеспечивают необходимый уровень надежности сооружения. А ФАУ РОСДОРНИИ — подведомственное учреждение Федерального дорожного агентства, крупнейший в России научно-исследовательский дорожный институт. То есть такая рецензия дает право считать это хорошим положительным опытом.

Близок к реализации проект Северного обхода Омска, который частично будет использовать золо­шлаковые материалы. Имеются опытные участки с применением других побочных продуктов производства. Работаем…

Лариса Филиппова


2024-МАЙНИНГ