Время или бремя налогов?

мы встревожены новостью, что в четвертом квартале этого года для угледобывающих компаний могут повысить прямой федеральный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)


Однако в середине апреля Алексей Сазанов, заместитель министра финансов РФ, опроверг эту информацию (11 апреля, ссылаясь на слова чиновника, об этом сообщили сразу несколько новостных порталов, в том числе сайт «Российской газеты»).

По словам Сазанова, произошло недопонимание, и Минфин не планирует увеличивать налог при хороших финансовых результатах работы участников рынка с начала года. Налог на добычу полезных ископаемых не будет взиматься с угольных компаний, которые уже выплатили повышенный НДПИ в первом квартале. Однако к вопросу о повышении налога в угольной отрасли правительство все равно вернется в будущем.

Пошлина или повышение НДПИ?

Чиновники Минфина объясняют рост налоговой нагрузки на угольщиков сверхприбылями, которые компании отрасли получили за счет высоких цен на мировом рынке в 2021–2022 годах.

В январе 2022 года угольные предприятия уже пережили повышение НДПИ, и за полгода в среднем он вырос в 9,5 раза. До этого — с 2010 года — размер был зафиксирован в 57 рублей за тонну коксующегося угля. Тогда же обсуждалась идея ввести экспортные пошлины на уголь, в том числе энергетический, при превышении цены в $150 за тонну в порту отгрузки.

О том что угольщикам и производителям удобрений придется платить экспортные пошлины, Антон Силуанов, министр финансов РФ, сообщил в Совете Федерации в октябре 2022 года.

— Мы предусматриваем введение экспортной пошлины на уголь и удобрения в случае, если цены на мировых рынках превысят установленные правительством базовые показатели, — пояснил министр.

Базовый показатель для коксующегося угля предполагался $170/т, энергетического — $150/т, для фосфорных и азотных удобрений — $500/т, калийных — $400/т.

Новые правила собирались вводить с января 2023-го, но уже в ноябре от введения пошлины отказались, так как посчитали: стоимость топлива оставалась ниже установленных параметров, а значит, дополнительных доходов в бюджет страны с этой стороны ожидать не приходилось. Тогда решили, что повышение ставки НДПИ более выгодно для пополнения российского бюджета.

В пояснительной записке к проекту бюджета на 2023–2025 годы, который обсуждался в Совете Федерации, говорилось, что дополнительные доходы бюджета от введения экспортных пошлин на удобрения и уголь в 2023 году оцениваются в 135,6 миллиарда рублей. Еще на 14,4 миллиарда рублей казна должна была пополниться за счет повышения НДПИ для угольных компаний с 1 января по 31 марта 2023 года. Таким образом, общая налоговая нагрузка на производителей удобрений и угля в 2023 году оценивалась в 150 миллиардов рублей.

В 2023 году налоги тоже увеличивались, но временно: с 1 января до 31 марта.

Повышался НДПИ для антрацита, коксующегося и энергетического угля до 380 рублей за тонну, что должно было позволить дополнительно привлечь в бюджет 30 миллиардов рублей. Повышая налоги в 2022 году и в первом квартале 2023 года, Минфин рассчитывал изъять сверхприбыль угольных компаний, сформировавшуюся в результате резкого роста цен в 2021–2022 годах.

Стоит отметить, что всего в 2022 году угольные компании заплатили в бюджет 360 миллиардов рублей налогов, а это вдвое больше, чем годом ранее. Но эксперты прогнозируют, что в 2023 году цены на уголь и удобрения, скорее всего, будут снижаться на фоне кризисных явлений в мировой экономике. Несмотря на то что объемы добычи угля в прошлом году выросли, прибыльными оказались немногим больше 67 процентов компаний, по данным Росстата. А в январе 2023 года этот показатель сократился до 58 процентов.

Грядущие риски

Больше того, запланированный рост налогообложения в нефтяной, газовой и угольной отраслях в 2023-2025 годах может столкнуться еще с рядом проблем. Например, в связи с отложенным эффектом от введенных санкций против России.

Напомним, что запрет Евросоюза на импорт угля из России начал действовать с августа этого года. Представители российской угольной отрасли говорят о том, что сейчас логистические затраты в несколько раз превышают расходы на добычу угля. В частности, РБК приводит слова гендиректора СУЭК Максима Басова: более половины итоговой цены продукта (от 50 до 75 процентов) составляет стоимость логистики.

Планируемое повышение налоговой нагрузки для компаний по добыче угля, газа, нефти и производителей СПГ может негативно сказаться на инвестиционной активности компаний. Есть риски неполучения компаниями сверхдоходов. Данная мера может также привести к сокращению налоговых доходов регионов — следует из проекта заключения комитета по бюджету и налогам Госдумы на трехлетний федеральный бюджет.

По итогам прошлого года, несмотря на все сложности, угольным предприятиям страны удалось не только удержать темпы 2021 года, но и нарастить объемы добычи на 0,3 процента, до 442 миллионов тонн. Эти цифры сообщил во время заседания в Правительстве РФ вице-премьер Александр Новак. Хотя объемы российского экспорта в 2022 году сократились на 7,6 процента, внутренний рынок, где потребление увеличилось на 6,8 процента, компенсировал проблемы внешнего.

Цены на уголь росли начиная с весны 2022 года из-за возросшего спроса, а дополнительно взлетели в августе после введения эмбарго на российский уголь со стороны Евросоюза. Традиционные торговые потоки были нарушены, спрос вырос на 1,2 процента, достигнув исторического максимума и впервые превысив 8 миллиардов тонн.

В начале 2023 года стоимость угля разной калорийности начала снижаться на 15-18 процентов, но уже в первую неделю апреля концентрат коксующегося угля на российском рынке подорожал в среднем на 24 процента по отношению к марту. Эксперты объясняют это ослаблением рубля и высокими экспортными котировками.

В общем, рынок ушел в довольно непредсказуемую плоскость и опровергает многие аналитические прогнозы. При таких непредвиденных скачках цен как в одну, так и в другую сторону сложно сказать — какая прибыль будет у предприятий к концу года и будет ли она вообще. В том, что сейчас не самый благоприятный момент для таких нововведений, уверены многие экономисты.

Сколько недополучит бюджет Кузбасса?

Несмотря на временный отказ от пошлины, угольным компаниям все-таки не удастся избежать роста налоговой нагрузки. Если же пошлина на экспорт все-таки будет введена, эта мера окажет серьезное давление на экономику угледобывающих регионов.

Сергей Цивилев, губернатор Кузбасса, осенью прошлого года, выступая перед сенаторами в Совете Федерации на парламентских слушаниях о параметрах бюджета на 2022 и 2023-2024 годы, довольно определенно высказал свое отношение к изменению доли налога на добычу полезных ископаемых, которая будет уходить в государственную казну.

Он отметил, что планируемое повышение НДПИ негативно скажется на жизни Кузбасса и других регионов, экономика которых зависит от угледобычи.

— Наше предложение — изменение пропорций по НДПИ на руду. Если раньше по руде было соотношение: 60 процентов НДПИ зачислялось в бюджеты регионов, а 40 процентов в федеральный бюджет, то теперь ситуация меняется кардинально. 17 процентов — в регионы, а 83 процента — в федеральный бюджет. Такое же изменение по НДПИ по коксующимся углям планируется: вместо 60 процентов, которые мы получали, нам остается только 25 процентов. Поэтому считаем: проценты оставить, не менять.

Губернатор Кузбасса отметил, что другие регионы, экономика которых зависит от добычи полезных ископаемых, также обеспокоены изменением распределения налогов, ведь в таких регионах много моногородов и ситуация негативно скажется на их жизни.

Сергей Цивилев затронул тему налоговой нагрузки и в бюджетном послании к депутатам Законодательного собрания региона. Он сообщил, что в результате фискальная нагрузка на шахтерские предприятия Кузбасса в 2023-2024 годах вырастет на 60 миллиардов рублей. В условиях западных санкций и роста транспортных расходов это создаст дополнительные трудности для развития угледобывающих предприятий. В итоге бюджет Кузбасса недополучит порядка 10,2 миллиарда рублей.

В связи с этим на всех возможных площадках кузбасские власти пытаются вести активную работу с Правительством РФ, Министерством финансов и Министерством энергетики России.

Евгения Райнеш


2024-МАЙНИНГ