Путешествие в будущее

Журналу «Уголь Кузбасса» в этом году — 15 лет


С 2008 года он ведет историческую летопись угольной отрасли региона. Журнал входит в «Золотой фонд российской прессы», признавался лучшим брендом Кузбасса и лучшим отраслевым изданием России, является победителем федеральных и региональных конкурсов.

Но главное — на протяжении 15 лет «Уголь Кузбасса» вместе с областью переживает радостные и печальные события, делится новостями, анализирует случившееся и предсказывает тенденции.

Сегодня — самое время полистать старые страницы: оглянуться назад, вспомнить, чем жила область эти и трудные, и счастливые годы. И мы предлагаем отправиться в небольшое путешествие во времени. Естественно, подразумевая, что нельзя объять необъятное, остановимся только на нескольких пунктах.

Экспертиза будущего

В самом первом номере, который вышел пятнадцать лет назад, можно найти сразу несколько аналитических прогнозов для отрасли. Так, в нем опубликована статья, посвященная окончанию разработки «Стратегии инновационного развития угледобывающих компаний Кузбасса до 2025 года» в Институте угля и углехимии СО РАН.

Валерий Федорин, заведующий лабораторией геотехнологии освоения угольных месторождений института, доктор технических наук, говорит:

— К 2010 году в Кузбассе будет добываться 190 миллионов тонн угля с постепенным ростом добычи к 2025 году до 270 миллионов тонн и 275-300 миллионов тонн — к 2030 году. Согласно другим прогнозам, рост будет еще больше — до 210 миллионов тонн к 2010 году…

Технологические мероприятия, намеченные в разработанной стратегии, позволяют поддерживать достаточный уровень производственных мощностей до 2015 года. Установлено, что производственные мощности в 2025 году должны быть не ниже 300 миллионов тонн, поэтому начиная с 2012 года необходимо вводить новые угледобывающие предприятия мирового технико-экономического уровня суммарной производственной мощностью не менее 120 миллионов тонн…

Мы должны, наконец, научиться извлекать и утилизировать метан из угольных пластов и, выполняя условия Киотского протокола, зарабатывать на этом.

У нас есть все возможности внедрения подземной газификации на месторождениях с оставшимися запасами угля после закрытия шахт и на запасах, непригодных для механизированной выемки угольных месторождений и пластов. Здесь нужна только воля и инициатива предприимчивых менеджеров.

Мы сегодня уже имеем возможность уменьшить на 50 процентов долю дефицитных коксующихся марок углей за счет замены его энергетическими марками при производстве кокса по новым технологиям.

В том же номере Вадим Потапов, директор Института угля и углехимии СО РАН, доктор технических наук, рассуждает:

— Говоря о современном этапе горной науки, отмечу, что у нас наступает кризис, когда нет уже принципиально новых технологий разработки и добычи полезных ископаемых. Мы вышли на некий предел, когда технические решения исчерпали свои возможности. Конечно, можно продолжать наращивать объемы добычи обычными методами, но это тупиковый путь. Уже сегодня мы не можем вывезти все то, что добывается в Кузбассе. Миллионы тонн угля лежат на складах…

Поэтому сегодня есть две актуальные темы.

Первая. Разработка прорывных технологий, основанных на принципиально новых подходах. Скажем, уголь не добывать, а получать из него продукты прямо под землей. Например, технология подземной газификации, которую можно совершенствовать и модернизировать до фантастических возможностей.

Вторая. Мы добыли очень много горной массы, вытащили ее на поверхность — «сняли сливки» и продали. А горы отходов остались. Но дело в том, что именно они могут оказаться более ценными, чем тот проданный уголь. Мы уже не раз утверждали, что уголь как топливо может составлять всего 10-15 процентов от стоимости всех продуктов, которые можно из него получить.

То есть перед нами стоят задачи создания прорывных технологий добычи, но не менее важно научиться перерабатывать уголь на месте, используя различные инновационные решения. Превращать все, что мы добываем прямо на месте, в товар, в иной продукт. Большая углехимия придет только тогда, когда мы научимся… из угля добывать все сопутствующие продукты.

Идеальный состав

В 2010 году в Кузбассе наравне с добычей шахтного метана начинается реализация инвестиционного проекта по подземной газификации угольных пластов.

Журнал берет интервью у Сергея Лазоренко, доктора технических наук, руководителя группы ученых, занимающихся этой разработкой:

— Главная задача инвестиционного проекта, — говорит он, — не только развитие в Кузбассе прогрессивной технологии разработки угольных месторождений, но и повышение уровня энергетической безопасности путем внедрения альтернативных источников в получении электро- и теплоэнергии. Шесть автономных горно-энергетических комплексов станут новыми игроками на кузбасском энергетическом рынке и, по замыслу властей, смогут повысить уровень конкуренции в отрасли…

К тому же, технология подземной газификации открывает новые возможности в отработке угольных пластов со сложн ыми горногеологическими условиями залегания, которые будут совмещать добычу, обогащение и переработку угля».

В этом же году внимание и специалистов, и мировой общественности привлекла попытка прийти к новому международному соглашению о сокращении выбросов парниковых газов взамен Киотского протокола, срок действия которого истекал к 2012-му. Владимир Ковалев, заместитель губернатора Кемеровской области по природным ресурсам и экологии, делает выводы:

— Общее снижение выбросов в России за прошедший период составило около 30 миллиардов тонн — более чем значимое число по мировым масштабам. Не было бы счастья, да несчастье помогло — к существенному снижению вредных выбросов подтолкнул экономический кризис. Но это — исключение. Гарантией обещания станет новая энергетическая политика. Она заключается в том, чтобы сократить выбросы парниковых газов к 2020 году на 25 процентов — это очень значимая цифра, если считать за базу 1990 год. Таким образом, можно сказать, что внешние обстоятельства позволяют активизировать внутреннюю модернизацию стратегических отраслей…

Сегодня мы можем говорить, по сути, о развитии нового современного направления повышения энергоэффективности в Кузбассе, основанного на использовании шахтного метана. Практически все крупнейшие угледобывающие компании региона имеют проработанные технические проекты утилизации этого газа, а на ряде угольных шахт метан используется для получения тепловой и электрической энергии.

Великий морской путь

С 2006 года начинается активное строительство и модернизация угольных терминалов морских портов. Собственники угольных активов Кузбасса проявляют крайнюю заинтересованность в процессе. Журнал не раз на протяжении многих лет обращался к этой теме. Вот, что он писал в 2015:

«За счет развития Восточного полигона российских железных дорог на восток будут направлены дополнительные объемы из Кузбасса — порядка 36 млн тонн и еще 50 млн тонн будут экспортироваться в случае реализации новых дальневосточных проектов… Двигателем роста угольной промышленности России по-прежнему будет экспорт, и в этом плане прогнозы развития мирового рынка для нашей страны вполне благоприятны. Основную роль в повышении спроса на уголь в будущем, по мнению исследовательского агентства, сыграют Китай и Индия, причем на Китай будет приходиться две трети роста потребления угля…»

Евгения РАЙНЕШ

Продолжение следует


2024-МАЙНИНГ