Обогащать по максимуму
Бизнес-форум
В Кемерове прошел бизнес-форум для предприятий угольной промышленности «Современные технологии комплексной переработки угля», в котором приняли участие около ста представителей российских угольных компаний, научного сообщества и государственных структур, а также партнеры из Китая и США
Организатором форума (в нынешнем году он был проведен второй раз) выступает ООО «Сибирская техническая компания» при поддержке администрации Кемеровской области. Главная цель мероприятия — создание дискуссионной площадки, на которой ведущие специалисты могут обсудить актуальные вопросы рынка обогатительной промышленности и поделиться опытом ведения и развития угольного бизнеса в России. А фокус дискуссии, как сообщил Владимир Елькин, управляющий директор СТК, на этот раз решено было направить на три темы: развитие региона, развитие производства и безопасность на обогатительных фабриках. В ходе тематических сессий выступавшие, в частности, затронули новейшие разработки в области оснащения обогатительных фабрик высокопроизводительным оборудованием, проблемы экологии, вопросы кадров. Своим опытом также поделились инженеры-конструкторы из Китая.
Участниками второго форума стали АО «СУЭК», ТП «Стройсервис», ОА ХК «СДС-Уголь», ООО «ММК-Уголь», ПАО «Северсталь», ПАО «Мечел», КузГТУ, «СибНИИУглеобогащение», Сибирское управление Ростехнадзора, Ассоциация машиностроителей Кузбасса и другие.
Задача — уголь премиального качества
На открытии собравшихся поприветствовал губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв.
Он отметил — очень заинтересован в том, чтобы в Кузбассе сегодня проходило как можно больше специализированных бизнес-форумов и выставок:
— Я специально приехал сюда поддержать участников и организаторов и буду поддерживать все подобные форумы, которые будут проводиться в нашем регионе!
Задач перед базовой для Кемеровской области угольной отраслью сейчас ставится немало, и прежде всего — это использование современных технологий. К примеру, по словам губернатора, будущее — за переводом карьерной техники с использования дизельного топлива на газ и электроэнергию:
— Есть мировой опыт использования экскаваторов и самосвалов, работающих на электричестве. Но мы намерены не просто закупать технологии. Наша задача — здесь, в Кузбассе, создавать предприятия для производства всего технологического оборудования. Ведь мы можем добывать уголь, из него получать электроэнергию, и это же электричество использовать для добычи и переработки угля. Таким образом решаем сразу несколько задач: значительно уменьшаем себестоимость процесса и резко снижаем нагрузку на экологию. Потому что выбросы от грузовиков, использующих дизельное топливо, оказывают серьезное воздействие на окружающую среду. Есть жалобы жителей, и мы обязаны эти проблемы решать.
Также губернатор отметил, что Кузбасс ориентирован на максимальную автоматизацию процесса добычи и обогащения угля, что должно стать одним из стратегических направлений для региона. При этом угольные компании должны поставлять на экспорт только уголь премиального качества:
— Мы находимся в центре России, порты от нас далеко, и, конечно, везти на такое расстояние некачественный уголь, породу экономически недопустимо. Один из способов решения — современные обогатительные фабрики.
Как считает Сергей Цивилёв, весь уголь должен проходить обработку на обогатительных фабриках для создания продукции с более высокой добавленной стоимостью. Технология переработки должна быть современной, экологичной и экономически эффективной.
Вопрос с обогащением черного золота особенно актуален в связи с тем, что Россия и Кузбасс заявили в этом году о планах по значительному увеличению добычи угля.
Кемеровская область в 2018 году планирует добыть 273,4 миллиона тонн угля, а на 2019 год показатель запланирован в объеме 297,4 миллиона тонн. Таким образом, за два года, согласно планам, она вырастет на 23%. А в соответствии с разработанной Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года планируется увеличение угледобычи до 424 миллионов тонн в год.
А вот обогатители пока за такими темпами не успевают.
В настоящий момент в регионе работают 54 обогатительные фабрики и установки, переработавшие в прошлом году 161,6 миллиона тонн угля, что составляет 67% от всего объема угледобычи. Правда, уже после окончания бизнес-форума пресс-служба администрации Кемеровской области со ссылкой на областной департамент угольной промышленности озвучила информацию, что за ближайшие пять лет (до 2023 года) в Кузбассе планируют построить 18 фабрик для обогащения угля, благодаря чему объемы переработки твердого топлива увеличатся на 66,5 миллиона тонн. Новые предприятия дадут жителям региона 3 500 дополнительных рабочих мест.
Кадры решат?
Однако представители бизнес-сообщества и образовательных структур не так оптимистичны… может быть, пока.
К примеру, Алексей Хорешок, директор горного института Кузбасского государственного технического университета (а это — профильный вуз для региона) сообщил, что к текущему году 67% специалистов, работающих на обогатительных фабриках не только Кузбасса, но и России в целом, — выпускники КузГТУ. При этом в последние годы Министерством образования и науки РФ проводился последовательный курс на сокращение бюджетных мест в вузе по горному направлению — на 10-12 в год. А в 2019 году прием на бюджетные места в горный институт министерство сокращает сразу на 52 человека. И это — несмотря на официально озвученные планы на государственном уровне об увеличении объемов добычи и переработки угля.
Если в 90-е годы прошлого века КузГТУ обучал по 75 обогатителей (три полноценные группы), то сейчас до диплома, с учетом отсева студентов, не доходит и 20 человек. Хотя в настоящих условиях вуз должен выпускать ежегодно хотя бы 50 инженеров-обогатителей.
Кадровый голод на итээровцев на обогатительных фабриках отмечают и представители угольных компаний — не хватает руководителей не только среднего звена, вроде начальников смен, но и руководителей самих фабрик: уже не редкость, когда последними управляют проходчики или очистники.
И такие реалии — на фоне разговоров о необходимости дальнейшей роботизации, внедрения IT-технологий во всей производственной цепочке, подразумевающих априори наличие инженерно-технических специалистов. Но, похоже, «образовательных» чиновников это не убеждает.
Целевой набор студентов, к слову, здесь тоже не гарантия получения специалиста — как рассказал представитель одной из крупных угольных компаний региона, случаи отказа вернуться на закрепленное предприятие после получения диплома не является редкостью, при этом очень сложно заставить несостоявшегося целевика вернуть деньги, затраченные на его обучение.
Участники форума предложили обратиться с письмом к губернатору, чтобы он, в свою очередь, походатайствовал перед министерством сохранить ликвидируемые бюджетные места.
Ну а сейчас у обогатителей остается два варианта подбора специалистов — переманивать их друг у друга на более высокую зарплату или приглашать иностранцев (сегодня в подавляющем большинстве на фабриках используют импортное оборудование).
Из Китая — в Юргу
Вопрос о возможностях импортозамещения в сфере углеобогащения в непростых для России экономических условиях тоже поднимался на форуме.
Как уточнил Сергей Никитенко, директор Ассоциации машиностроителей Кузбасса, в регион завозится машин и оборудования более чем на 100 миллиардов рублей в год. Доля кузбасских машиностроителей в этой массе — от силы 12%. Хотя этот процент со временем может увеличиться — в Стратегии развития Кемеровской области до 2035 года предусмотрено создание машиностроительного кластера из 14 заводов, причем не только кузбасских.
Иностранцы к тому же куда оперативнее патентуют свои разработки и находят общий язык с собственниками российских предприятий. А вот представители нашего научного сообщества зачастую с бизнесменами говорить не умеют:
— Науке недостаточно заявить о новой технологии, важно суметь убедить, что она сможет не только окупиться, но и принести прибыль!
При этом, по словам Сергея Никитенко, превращать научные разработки в «железо» вполне возможно без прямых просьб о деньгах у собственников. В России можно работать с различными фондами, выигрывать гранты.
Тем больший интерес вызывает опыт Сибирской технической компании, которая в нынешнем году приняла решение о поэтапном переносе производства из китайского города Таншаня в Россию. Цель — сокращение сроков производства и более оперативное сотрудничество с заказчиками. Для реализации проекта было создано НПО «Восток».
Как уточнил Владимир Елькин, рабочая группа по рекомендации администрации Кемеровской области посетила все машзаводы региона, и в итоге площадкой для изготовления оборудования был выбран Юргинский машзавод. Там нашли необходимые высокоточные станки. Напомним, что Юрга имеет статус территории опережающего социально-экономического развития, и ее резиденты имеют определенные льготы. Статус резидента ТОСЭР к концу октября нынешнего года планирует получить и НПО «Восток».
Компания имеет в Кузбассе большие планы по производству высокотехнологичного оборудования для обогатительных фабрик.
В частности, это будут грохоты.
Грохочение — важная часть технологической цепочки по обогащению угля. В процессе разделения или сортировки по заданной крупности различных сыпучих материалов требуются грохоты. Они позволяют добиваться более высокого качества продукции.
Первый грохот в Кузбассе уже изготовлен и в сентябре поставлен компании «СУЭК-Кузбасс», на Ленинск-Кузнецкую шахту имени Кирова. До конца года планируется собрать еще один-два грохота. А уже к концу 2019 года компания намерена перенести как минимум 80% (а в идеале — до 100%) производства из Китая в Юргу.
«Восток» и СТК планируют изготавливать в Кузбассе также осадительно-фильтрующие центрифуги, сита и флотационные машины. Собственное конструкторское бюро позволяет проектировать изделия в соответствии с техническим заданием заказчика (есть возможность, к примеру, создавать нестандартные грохоты, подгоняя их под технологические условия конкретных предприятий). После поставки оборудования оказывается квалифицированное сервисное обслуживание, при необходимости поставляются запасные части и расходные материалы.
А перенос производства на российскую территорию теперь еще и сделает оборудование более привлекательным по цене. Предполагается, что она будет меньше западных аналогов на 15-20%.
На пользу экологии
Дэвид Джованис, генеральный директор компании «Сомерсет Интернешнел Раша», рассказал об инновационной технологии обогащения мелкого угля, позволяющей получать солидные дополнительные средства на отходах производства.
На начальном этапе компания — разработчик технологии — готова расходы на оборудование и его обслуживание взять на себя. А взамен просит 50% от прибыли «возвращенного» угля.
— Например, в Австралии на обогатительной фабрике мы за пять лет улавливаем миллион тонн угля, который ранее просто уходил в окружающую среду, — уточнил Дэвид Джованис.
Александр ПОНОМАРЁВ