Взрывом банкротства


«Локомотивом роста является промышленность,
в частности машиностроение. Именно от ее конкурентоспособности
и инновационности напрямую зависит социальная стабильность в регионе»

Андрей Панов, заместитель губернатора Кузбасса


Что сегодня происходит с производством остро необходимых взрывозащищенных электродвигателей в нашей стране?

И эта часть самого передового машиностроения уничтожена взрывом преднамеренного для всей страны банкротства в хаосе нашей современной экономики. Научно-производственное объединение «Кузбассэлектромотор» было закрыто «до появления нового собственника, настоящего профессионала».

В итоге Россия полностью лишилась производства взрывозащищенных двигателей. Более того, этот машиностроительный профиль утрачен на всей территории бывшего СССР. Последними пострадали предприятия Украины в связи с известными политическими событиями.

Потребность угольных предприятий в такой продукции остается. Несмотря на возможность приобретать аналогичные моторы в Китае (Германии, Польше и пр.), представители отрасли утверждают, что такого качества агрегатов, которые выпускал завод «Кузбассэлектромотор», в настоящее время «не делают нигде». И это действительно так!

Кузбасс — это не просто крупнейший угольный край, это в первую очередь простор для машиностроения. Это уникальная научно-производственная база, накопленная ударными пятилетками. Это угледобывающие предприятия под боком у завода, что позволяет производить все необходимые новым разработкам испытания, это близость заказчика, все замечания и пожелания которого исполнитель может учесть на месте.

Все есть в Кузбассе для развития данной отрасли, и самое главное — есть люди, готовые работать для развития данной идеи и направления. Согласно таможенной выписке, только за 2018 год на территорию Кузбасса было ввезено по категории «взрывозащищенные электродвигатели» оборудования на 1,5 миллиарда долларов, это колоссальная сумма для региона.

Почему бы ее не освоить самостоятельно и самим не производить все то необходимое, что требуется отечественным потребителям, угольным предприятиям Кузбасса? Ждать, что данная отрасль заинтересует какого-то крупного инвестора? Сомневаюсь, что такие найдутся. Бизнес в России — сегодня максимум прибыли и минимум издержек. Однако у машиностроения — это долгий процесс, это полная отдача себя и капитала с прицелом лишь на результат.

Это для добропорядочного делового человека в нынешних условиях, не побоюсь бранного слова, — авантюра. Кто сейчас в здравом уме будет участвовать в этом? Отдельно взятые предприятия? Возможно, как «Транснефть», которая построила завод крупных электродвигателей, но данный завод рассчитан исключительно для собственных мощностей и обслуживания собственного концерна.

Самому проекту, разумеется, необходима государственная поддержка. Он выходит за рамки частного предпринимательства, он нужен всей стране, поэтому ему требуется помощь государства. В год юбилея Великой Победы повторяется ситуация почти 80-летней давности — именно столько лет исполнилось бы научно-производственному объединению «Куз­басс­электромотор» сегодня. Как и в начале нашествия фашистских захватчиков, жизненно важно восстановление промышленности, всех производительных сил и могущества великой державы.

Вспомним — 7 ноября 1941 года вместе с эвакуированным из Украины оборудованием прибыли 156 инженерно-технических специалистов и 68 рабочих Харьковского электромеханического завода. Благодаря их самоотверженному труду уже в январе 1942 года предприятие начало выпуск двигателей на башни танка Т-34. Завод внес достойный вклад в Победу и создал основу для своего дальнейшего развития.

После войны произошло перепрофилирование на взрывозащищенные двигатели для шахт, так как завод находится в самом центре Кузнецкого угольного бассейна.

В 60-х годах благодаря крупной реконструкции предприятия в нашей области был сформирован мощнейший в России куст производства горно-шахтного оборудования.

В «лихие» 90-е научно-производственное объединение вместе со всей отраслью пережило тяжелейший спад. О значимости предприятия в то время свидетельствуют слова Виктора Антонова, первого заместителя председателя Госплана СССР в 1989 году: «То, что сегодня происходит на «Кузбассэлектромоторе», происходит во всей стране».

В момент, когда передовой завод ликвидировали, другие предприятия, которые ранее не могли войти на рынок Кузбасса, ринулись на освободившуюся территорию. Ладно бы, если бы они предлагали что-то достойное. Но нет же, один производитель лишь исправил документы своего продукта, изменив степень взрывозащиты с нефтехимической на рудничную, получил сертификат Таможенного союза — и вперед, продавать. Когда первые партии поступили к угольщикам, все начали плеваться от низкого качества оборудования. Но выбора-то больше нет.

Другой якобы производитель тащит оборудование из Китая. Помните старый мультик, как мужик пришел на рынок с куском кожи пошить шапку, и в разговоре дошли до того, что из данного куска можно изготовить 7 шапок. Вот и в китайском производстве то же самое, первый вопрос — не что вам нужно, а сколько у вас денег. Как следствие мы получаем на выходе черте-что, как в старом советском анекдоте: после сборки обработать напильником.

Да, единственные, у кого можно отметить данную высококачественную продукцию, так это Германия и Польша. Но чем мы хуже? Опять же опираясь на советские и постсоветские разработки электродвигателей, мы достойно обеспечивали импортозамещение данной их категории электродвигателями нашего завода «Кузбассэлектромотор».

Сейчас много рассуждений на экранах телевизоров о том, что нужно чем-то заинтересовать молодежь. Так вот, по себе скажу, я с угольной промышленностью, ее машиностроительной базой, да и вообще с крупной промышленностью познакомился в 2008 году, устроившись на «Кузбассэлектромотор». До этого, не раз проезжая мимо завода, предполагал, там что-то отсталое и абсолютно не интересное. Но познакомившись с производством, я лично им увлекся.

Так почему наших ребят действительно не заинтересовывать заводскими профессиями. Сейчас на рынке труда дефицит рабочих специальностей. Я не говорю о том, что у молодых нет опыта. Можно взять человека и без опыта и обучить его, но если у него нет желания работать и развиваться, результат будет нулевым. Я говорю о дефиците кадров с искрой в глазах и желанием работать. Я думаю, что именно с таким настроем студенты, окончившие вчера институт, ехали строить БАМ. Вот и для создания такого настроя смолоду необходимы рожденные даже под бомбежкой «Кузбассэлектромотор» и другие богатыри передовой линии фронта и мирного научно-технического прогресса.

Однако посмотрим, что у нас сегодня творится. В Кемерове предприниматели по своему почину запустили завод электродвигателей, но и у него проблемы, Уже в этом году состоялся конкурс на годовую поставку электродвигателей. Завод в расчете на перспективу дает цены с минимальной рентабельностью, и что же вы думаете, он — фаворит? Да нет же, самое лучшее предложение поступает от предприятий, чье производство расположено в Китае. Разрыв в цене был существенным по разным позициям.

Как вы считаете, это правильно? Я здесь как коммерсант встану на сторону покупателя, да, хочу дешевле, даже учитывая риски. И как коммерсант скажу, что хочу продавать продукцию и получать прибыль. Давайте разберемся, почему так? Это и впрямь будет очень смешно и забавно.

Начнем, например, с меди, дадим дилетантское утрированное описание производства эмалированного провода, необходимого для производства электродвигателей. Завод-изготовитель, условно скажем, находится где-нибудь в Свердловской области, приобретает (с самых низов пойдем) лом меди в специализированных предприятиях (приемки цветмета от мала до велика), находящихся исключительно на территории РФ. Далее перерабатывает лом и катает провод, изолирует, наматывает его в катушки и продает.

Еще раз подчеркиваем, предприятие находится на территории РФ, на этой же территории приобретает материал производства этого же государства, перерабатывает его и получает продукт, который впоследствии реализует на территории этого же государства.

Скажите мне, где во всей этой цепочке есть место лондонской бирже и курсу иностранной валюты? Я все понимаю, что это необходимые факторы на международном рынке, но на внутреннем?

Абсолютно та же самая ситуация с любым местным металлом.

Ну ведь есть смысл разработать какую-то программу льгот для заводов-изготовителей при реализации их продукции на внутреннем рынке. У нас получается, что, грубо говоря, машиностроительный завод находится в одной плоскости с какой-нибудь крупной торговой сетью. Вот сейчас доллар вырос — соответственно вырастут и цены на черный и цветной металл, которые необходимы в производстве. И как вести свою деятельность?

Внутри государства надо отталкиваться от местных условий при формировании цены. Завод-изготовитель электродвигателей находится в Кемерове, а металлургический завод поблизости — в Новокузнецке, между ними — 230 километров. При чем здесь все мировые излишества в формировании местного товарооборота?

Машиностроению сегодня особенно необходимы покровительство и прямая поддержка государства. И в нашем случае те, у кого есть финансовые возможности, все равно рассчитанным на долговременные государственные интересы проектом никогда не займутся, а у тех, кто осознает важность этого проекта для страны, отсутствуют деньги.

Относительно недавно открылся завод подобных электродвигателей в Липецкой области. Возникает вопрос, почему же уничтожен передовой и способный к дальнейшему опережающему развитию самый крупный завод «Кузбассэлектромотор» в сердцевине потребления его продукции? Только в результате совершенно не оправданного процесса банкротства. В советское время на заводе трудились свыше трех тысяч работников. А ликвидировали завод за долги около 100 миллионов рублей при его потенциальной мощности по выпуску продукции на многие миллиарды рублей в год.

Почему никто не учитывает этого удара по стране? Еще есть возможность поддержать восстановление конкурентоспособного производства, тем более что у нас огромнейшее наследие научно-производственного объединения «Кузбассэлектромотор», которое не по-хозяйски выбрасывать на свалку.

Не хочу создавать панику вокруг этого вопроса, просто вижу, как данная отрасль исчезает из нашей истории, а хотелось бы ее сохранить и опираться на нее в восстановлении и развитии народного хозяйства. Хотелось бы, чтобы интерес к машиностроению в нашей стране был, как к производству вооружения. Ведь именно в этом первооснова могущества и обороноспособности любимой Родины, благодаря чему все мы в текущем году празднуем 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками.

Игорь СУХОДУБОВ,
генеральный директор  ООО «ШСМ-Сервис». г. Кемерово.


2020-Выставка ВНОТ