С Днем шахтера!


Такие важные шаги

Уралмашзавод наращивает темпы поставок горного оборудования на кузбасские угольные разрезы


— У себя на заводе мы его видели только узлами: платформа, кабина, стрела, башмак и т.д. — все по отдельности. И наконец-то мы наблюдаем, как выглядит наш шагающий экскаватор в собранном виде. Какой же он красавец! — с восхищением заметила Мария Васенина, представитель пресс-службы Уралмашзавода (УЗТМ) журналистам ведущих российских СМИ.

Дело было во время пресс-тура по угольным разрезам Кузбасса.

А зрелище действительно впечатляющее. Вес машины ЭШ 20.90С — 1 700 тонн. Расстояние от земли до головного блока стрелы — 50 метров. Рядом с таким гигантом люди напоминают муравьев.

Любопытно провести параллель с тем временем, когда рабочие добывали черное золото практически голыми руками. Так, крепостные люди под Кузнецком навозили на лошадях около 2 000 пудов (34 т) топлива с 1789 по 1791 годы. Сегодня же два машиниста разреза «Красногорский» — отец и сын, работая поочередно на современном шагающем экскаваторе производства Уралмашзавода, могут вскрывать до 3,6 миллиона кубометров породы в год. При этом практически не останавливают работу. ЭШ 20.90С может эксплуатироваться при температуре до минус 50 градусов по Цельсию.

В такую погоду управлять рабочим процессом из кабины драглайна — одно удовольствие. Благодаря хорошему остеклению и кондиционеру здесь тепло и комфортно при самых любых, и высоких, и низких температурах на улице. Современное кресло — как у солидного начальника. Оно уменьшает нагрузку на спину и снижает утомляемость машиниста.

— Сильная машина, — делится ощущениями Алексей Типикин, машинист-бригадир ЭШ 20.90С. — Главное ее отличие от драглайнов предыдущих поколений — это новая система управления, которая позволяет следить за экскаватором в режиме реального времени. Все показатели перед глазами на мониторе. Она и нас контролирует: сколько мы прошагали, сколько простояли. И показывает температуру подшипников, масла, двигателей. Если есть какие-то отклонения от нормы, начинает сигнализировать. Сразу можно обратить внимание и либо устранить проблему самому, либо вызвать наладчиков. Хотя пока этого не требовалось. Работа приводов стабильная. Двигатель обслуживается всего раз в год. Практически его и не видишь.

Полувековой союз

Сотрудничество Уралмашзавода с предприятиями Кемеровской области началось еще в середине прошлого века. Первый для Кузбасса драглайн ЭШ 15.90А был отгружен в 1966 году — для работы на разрезе «Красногорский» (сегодня входит в УК «Южный Кузбасс»). За полвека завод поставил на разрезы Кемеровской области более тридцати шагающих машин.

С 70-х годов в Кузбасс с Уралмашзавода начались поставки первых карьерных экскаваторов. Прогрессивная на тот момент машина ЭКГ-4,6 впервые была отгружена на Гурьевское рудоуправление в феврале 1970 года. За тот год предприятия Кузбасса получили 24 уралмашевские машины. Объемы поставок данной модели экскаватора держались на аналогичном уровне 10 лет.

В 1980 году уралмашевские изобретатели предложили горнякам новый экскаватор — ЭКГ-5А. Позже именно эта машина станет базовой моделью, наименьшей в размерном ряду, воплощением многолетнего опыта производства и эксплуатации экскаваторов Уралмашзавода. Простота конструкции, высокая производительность, надежность, долговечность (некоторые экскаваторы отработали на разрезах Кузбасса уже по два срока службы), легкость в управлении, плавное регулирование скоростей сделали эту машину широко тиражируемой и сегодня.

Именно для Кузбасса в 1977 году Уралмашзавод спроектировал и изготовил первые гидравлические экскаваторы. Новая машина ЭГ-12 тогда стала самым крупным гидравлическим экскаватором в мире.

1987 год ознаменовался для Уралмашзавода первой поставкой в Кузбасс (на разрез «Красногорский») совершенно новой машины ЭКГ-20А. Работы над эскизами будущей машины конструкторы начали еще в 1974 году. Это был качественный рывок инженерной мысли: переход от ковша емкостью 4,6-5 кубических метров к 20-кубовым требовал нового качества конструкций узлов, новых технологических решений.

В 1999 году угольщики Кузбасса перешли на машины средней вместимости ковша. ЭКГ-12 была самой популярной уралмашевской техникой в Кузбассе в конце 90-х и начале 2000-х годов.

Современный подход к сотрудничеству

В последнее десятилетие угледобывающие предприятия Кузбасса производили закупки значительного количества импортной погрузочной техники, в основном китайского производства. Но никто не отменял ее износ, а запасные части с учетом скачков курса доллара сегодня обходятся горнякам слишком дорого. Остро встал вопрос об импортозамещении. Но и на покупку новой техники отечественного производства в условиях снижения спроса на российский уголь средств не хватало. Однако эту проблему удалось решить благодаря грамотному менеджменту современного Уралмашзавода.

Осенью 2015 года ПАО «Уралмашзавод» вышло из группы компаний Публичного акционерного общества Объединенные машиностроительные заводы (Группа Уралмаш-Ижора) в связи с передачей контрольного пакета акций от ПАО ОМЗ в адрес ЗАО «Газпромбанк — Управление активами», осуществляющему управление закрытым паевым инвестиционным фондом «Газпромбанк — Машиностроение». Таким образом, в конце 2015 года основным акционером УЗТМ стал Газпромбанк. Банк стал вкладывать серьезные средства в инвестиционные программы предприятия, выдавать кредиты по льготным ставкам — как заводу-изготовителю, так и конечным потребителям. Будущие владельцы техники напрямую совместно с производственниками осуществляют стратегический менеджмент.

Были перестроены вся система продаж и принцип работы с клиентами. Ключевым клиентам, которыми являются, в том числе, угольные компании Кемеровской области, банк предлагает не только льготное кредитование, но и лизинг, рассрочку.

В результате меньше чем за год портфель заказов Уралмашзавода вырос в два раза. Переговоры, проведенные представителями УЗТМ в 2015 году, выявили потребность большинства угледобывающих предприятий Кузбасса в погрузочной технике, производимой заводом. Например, ОАО «УК «Разрезуголь», ЗАО «Стройсервис» и ПАО «Южный Кузбасс» нуждаются в поставке в ближайшие годы карьерных и шагающих экскаваторов. УЗТМ уже заключены контракты на поставку 9 уралмашевских карьерных экскаваторов ЭКГ-18, активно ведется обсуждение контрактов на 2017–2020 годы. В текущем 2016 году на Уралмашзаводе запланировано изготовить 6 500 тонн экскаваторного оборудования.

Новые машины — в действии

Поставка ЭШ 20.90С на разрез «Красногорский» стала первой после 9-летнего перерыва в сотрудничестве с Кузбассом по поставке шагающих экскаваторов. Показатели производительности и энергопотребления, уровень интеллектуализации и безопасности машины — как у лучших мировых образцов. К слову сказать, аналогов ЭШ 20.90С в своем классе в мире пока нет. Драглайн изготовили специально для работы по добыче угля открытым способом в самых сложных горно-геологических и климатических условиях.

— Это первый шагающий экскаватор завода, оборудованный инновационной системой электропривода переменного тока, которая позволяет сделать машину более надежной и экономичной в эксплуатации, — заявляет начальник отдела шагающих экскаваторов УЗТМ Евгений Спицин. — Кроме того, драглайн оборудован современной системой смазки, информационной системой, которая позволяет горнякам контролировать работу механизмов в режиме реального времени. А также видеокамерами и системой автоматического пожаротушения. Система автоматических защит оберегает экскаватор от возможных неправильных действий экипажа.

На ЭШ 20.90С внедрена полностью обновленная система управления: удобный джойстик, пришедший на смену устаревшим контроллерам, двигается легко, а экскаватор послушно выполняет все команды. Современная информационная система управления с сенсорным экраном предоставляет любую необходимую информацию — от уровня наклона машины до скорости ветра за бортом.

На сегодняшний день новый шагающий экскаватор на разрезе «Красногорский» активно используется для проведения вскрышных работ.

— Это оборудование дает интенсивность отработки антрацитов по бестранспортной технологии, — говорит Владимир Назаров, директор филиала ПАО «Южный Кузбасс» (Управление по открытой добыче угля).

— Предположим, этот 20-кубовый экскаватор (мы работаем и на 15-кубовых) вскроет 300 тысяч тонн горной массы, при этом мы получим примерно 70 тысяч тонн угля. Такими темпами драглайн окупится примерно за три года. А рассчитан он на 25 лет работы. У нас работают машины и прошлых поколений, которые уже выработали почти два срока службы. Самому старшему шагающему экскаватору производства Уралмашзавода — более 43 лет. И до сих пор он в строю! Планируем работать на уралмашевской технике как минимум до 2055 года, до этого времени действующим проектом предусмотрена добыча угля на нашем разрезе. Мы на сто процентов уверены, что завод нас не подведет. Хочется еще отметить, что двигатель переменного тока, установленный на ЭШ 20.90С позволяет в отличие от двигателей постоянного тока, которые использовались ранее, снизить количество потребляемой электроэнергии в два раза. Запчасти для текущего ремонта — те же зубья, цепи, которые изнашиваются в процессе эксплуатации, будет поставлять УЗТМ, и обходиться они нам будут гораздо дешевле, чем запчасти для импортного оборудования. Сплошная выгода.

Новое уралмашевское оборудование в 2015–2016 годах также появилось и на кузбасских разрезах «Краснобродский» и «Бачатский» (УК «Кузбассразрезуголь» — входит в состав УГМК-холдинга — уральской горно-металлургической компании).

В рамках пресс-тура журналисты смогли наблюдать на разрезе «Бачатский» монтаж ЭКГ-18 №5 — экскаватора весом 760 тонн. Карьерный гусеничный экскаватор ЭКГ-18 с объемом ковша 18 кубических метров оборудован современным приводом переменного тока, способным обеспечить значительное снижение удельных энергетических и эксплуатационных затрат в процессе работы. Такие экскаваторы уже несколько лет работают на кузбасских угольных разрезах и за это время зарекомендовали себя как надежная отечественная техника, поэтому их поставки в Кузбасс продолжатся и в будущем.

Кроме того, подписан договор между УК «Кузбассразрезуголь» и УЗТМ на новый экскаватор с диапазоном вместимости ковшей машины 24–40 кубических метров. Гусеничный карьерный экскаватор ЭКГ-35 будет предназначен для разработки открытым способом и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и пород вскрыши. Такая карьерная техника востребована прежде всего на разрезах, где эксплуатируются 220-тонные автосамосвалы. Отгрузка первого ЭКГ-35 на разрез «Бачатский» должна начаться в конце текущего года. Срок изготовления этой машины весом 1 200 тонн составляет ориентировочно один год.

Не поставками едиными

В ближайшее время УЗТМ планирует открыть первый сервисный центр в Кузбассе. Пока определяется площадка под расположение центра. Это может быть либо Кемерово, либо Новокузнецк. Инвестиции в этот проект составят более 100 миллионов рублей. Необходимость такого центра обусловлена наращиванием темпов поставки тяжелой промышленной техники на угольные предприятия области. На месте нужны специалисты, которые будут заниматься ее обслуживанием: техническим контролем и поставкой запчастей.

Марина Сталина


СГИ Тимофеева