Черные копатели
За последние 10 лет количество преступлений и правонарушений, связанных с незаконной добычей угля, сократилось
Например, в текущем году сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области осуществляется оперативное сопровождение уголовного дела, возбужденного по факту незаконной добычи каменного угля в количестве 547 тонн организованной преступной группой, причинившей ущерб на общую сумму более 750 000 рублей.
А в 2020 году Киселевский городской суд вынес приговор по уголовному делу, возбужденному в отношении двоих 40-летних жителей Кемеровской области и Алтайского края. Они обвинялись в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а, б» ч. 4 ст. 158 УК РФ «Кража».
Противоправная деятельность была пресечена сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России совместно с УЭБ и ПК ГУ МВД России по Кемеровской области.
Фигуранты поставили на поток незаконную добычу и хищение угля в промышленных масштабах. Ими были наняты работники, при добыче каменного топлива использовалась горная техника и оборудование, полезные ископаемые вывозились на арендованных грузовых машинах. В ходе предварительного следствия установлено, что из недр незаконно извлечено и похищено более 5 000 тонн угля, в результате чего государству причинен ущерб в размере свыше 8 миллионов рублей.
Судом организаторы незаконной добычи угля приговорены к 3 годам лишения свободы условно.
Напомним, первые нелегальные угольные разработки в регионе появились в середине 90-х годов. Угольная промышленность Советского Союза строилась на работе крупных разрезов и шахт, а маломощные неглубокие пласты не разрабатывались — это было просто невыгодно. До середины 1990-х годов информация о таких залежах была засекречена, безопасность ее гарантировалась государством, но с переходом многих предприятий в частную собственность, перепродажей одним владельцем другому, с переделом собственности происходила естественная ротация кадров, а следовательно, и утечка информации.
Тогда же появились люди, готовые вложить немалые деньги в незаконную добычу угля, владеющие маркшейдерскими картами, горнодобывающей техникой, каналами сбыта. Появление нелегальных разрезов стало новым не только для Кемеровской области, но и для России в целом. Отсутствовала практика возбуждения уголовных дел по фактам хищения угля, да еще и в крупных масштабах. Всю работу по этому направлению правоохранительным органам приходилось начинать с нуля. А это прежде всего огромная оперативная деятельность, важно было не только обнаружить нелегальные выработки, изъять технику, но и привлечь к ответственности организаторов.
В регионе возникли «старатели», которые были готовы всех желающих обеспечить углем, пускай не высшей марки. Именно в то время кузбасские органы внутренних дел впервые начали борьбу со стихийным и незаконным освоением угольных участков. «Черные копатели» причиняли не только большой экономический, но и имиджевый ущерб региону, так как часто незаконно добытый уголь низкого качества поставлялся в другие регионы страны. Покупатели такого топлива потом просто отказывались приобретать уголь из Кузбасса. Поэтому как для главы региона, так и для органов внутренних дел было крайне важным искоренить явление несанкционированной угледобычи.
Многолетняя практика борьбы с «черными копателями» дала результаты — преступники перестали вести нелегальные разработки нагло, не боясь последствий.
Игорь Ситдиков,
начальник ОИОС, полковник внутренней службы