«Время Сибири»
Под таким названием проходил Красноярский экономический форум-2023
— Все соглашения, которые мы сегодня подписываем, усилят устойчивое развитие Кузбасса. Результатом их реализации станут улучшение инвестиционного климата, новая инфраструктура, жилое и социальное строительство, развитие научного потенциала. Расширение межрегионального сотрудничества позволит обмениваться опытом, внедрять лучшие практики других регионов, а также активно запускать импортозамещающие программы — это одна из актуальных задач на сегодня. Мы будем интенсивно развивать производство для потребностей Кузбасса и других регионов, — подчеркнул губернатор Сергей Цивилев, возглавивший кузбасскую делегацию.
На развитие
Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС) и Сбер заключили соглашение о сотрудничестве в целях социально-экономического развития субъектов — участников МАСС. Документ завизировали Сергей Цивилев, губернатор Кузбасса, председатель Совета ассоциации, и Дмитрий Солнцев, председатель Сибирского банка «ПАО Сбербанк».
Стороны договорились о взаимодействии при решении приоритетных задач укрепления социального-экономического потенциала, привлечения инвестиций, создания благоприятной предпринимательской среды, формирования экологически ориентированной инфраструктуры (в том числе социальной сферы, транспортной и дорожно-коммунальной отрасли), развития цифровизации экономики.
МА «Сибирское соглашение» и Сбер будут совместно разрабатывать решения и вносить предложения в рамках реализации инвестиционных проектов на территории субъектов — участников МАСС, включая проекты, направленные на развитие промышленного производства, агропромышленного комплекса, энергетики, туристической и других отраслей.
Миллионы на ролики и редукторы
В рамках деловой программы Красноярского экономического форума — 2023 подписан ряд соглашений о сотрудничестве. В том чиле с заводом, который занимается проектированием и изготовлением ленточных конвейеров и другого горно-шахтного оборудования.
Инвестиционный проект по производству новых видов горнодобывающего оборудования, направленный на импортозамещение иностранного оборудования, предусматривает инвестиции объемом не менее 500 миллионов рублей. Из них предполагается направить 100 миллионов на организацию выпуска конвейерных роликов, 200 миллионов — на производство редукторов, 100 миллионов — на выпуск электрооборудования.
Успешное выполнение проекта позволит предоставить для региона не менее 400 новых рабочих мест.
Сегодня проект находится на сопровождении в Инвестиционном агентстве Кузбасса — подведомственном учреждении Минэкономразвития региона.
Коридор перспективы
Сергей Цивилев рассказал о подготовке плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. В январе правительство России утвердило дорожную карту развития СФО, сформирована она должна быть в течение полугода.
Все мероприятия и проекты сгруппированы в три блока: социальный, экономический и инфраструктурный. В своих предложениях регионы делают ставку на ускоренное развитие инфраструктурных проектов, в том числе транспортных. Кузбасс в решении этого вопроса выступает с инициативой по строительству транспортного коридора Кузбасс — Хакасия. Соглашение о строительстве объекта с Алтайским краем, Республиками Алтай, Хакасия и Тыва регион подписал еще четыре года назад на Петербургском экономическом форуме.
Для ускоренного экономического развития Сибири наиболее перспективно создание железнодорожного трансграничного коридора через Таштагол до города Урумчи в Китае. Это будет один из крупнейших международных инфраструктурных проектов современности, который даст возможность напрямую развивать международное сотрудничество Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также привлечет инвестиции в крупные инфраструктурные и коммерческие проекты.
— Мы — не субъекты-конкуренты, мы разрабатываем совместные программы, вместе развиваемся и при объединении нашего потенциала становимся намного привлекательнее для инвесторов. Все проблемы здесь условно делятся на две части: общие для СФО, которые решаются сообща, и индивидуальные для каждого субъекта. Каждому региону мы будем помогать, если есть необходимость, как это происходило и в период пандемии, — подчеркнул губернатор Кузбасса.
Глава региона отметил, что Сибирь включила еще не все резервы, можно показать гораздо больший результат.
Глубина переработки
О направлениях развития СФО во время КЭФ говорилось многое, обозначу лишь темы, любопытные для читателей «УК». Так, 3 марта прошла экспертная дискуссия «Перспективы углубления переработки углеводородов в регионе», во время которой обсуждалось ускоренное развитие производств по глубокой переработке нефти, газа и угля. В частности, Сергей Исламов, руководитель Сибирского НИИ углеобогащения, рассказал про производство из бурого угля термококса, промышленных сорбентов, бездымного топлива и ряда других полезных продуктов.
Известный эксперт Ирина Гайда уверена, что продукты глубокой переработки углеводородов могут быть конкурентоспособны на мировом рынке за счет низкой стоимости сырья и эффективных технологий переработки. Однако эти преимущества частично нивелируются удаленностью сибирских регионов от основных рынков и высокой стоимостью проектов по строительству перерабатывающих предприятий.
Петр Бобылев, глава департамента угольной промышленности Минэнерго РФ, сообщил, что правительство России готовит программу по строительству 10-15 крупных производств по глубокой переработке углеводородов. Срок окупаемости новых предприятий — 5-7 лет. Программу планируют представить президенту страны в середине мая.
В настоящее время известно как минимум об одном проекте — так называемом Балтийском газохимическом кластере. В перспективе это будет один из крупнейших в мире комплексов по переработке углеводородов. Включает в себя три объекта: завод СПГ (по производству сжиженного природного газа), ГХК (газохимический комплекс) и ГПЗ (газоперерабатывающий завод).
Запуск предприятия поможет нарастить объемы российского экспорта СПГ и увеличить производство этана, необходимого промышленности. Сырьем станет природный газ с месторождений «Газпрома» в Надым-Пур-Тазовском регионе (ЯНАО). В феврале 2021 года комплекс получил добро от Главгосэкспертизы, в марте и апреле власти выдали разрешения на строительство всех трех заводов. В апреле должны были начать работу над самим ГХК (до этого занимались только инфраструктурой), но пока информации о старте основной стройки нет.
Уникальные антрациты
На Красноярском экономическом форуме было также подписано соглашение о развитии проекта освоения Лемберовского месторождения антрацитов в Таймырском угольном бассейне. Реализацией проекта занимается компания «Северная звезда» — резидент Арктической зоны в Красноярском крае.
В проекте предполагается производство угольного концентрата марки А на обогатительной фабрике в районе месторождения. Отгрузку планируется осуществлять через морской терминал юго-восточной части Карского моря у входа в Енисейский залив по Северному морскому пути.
В рамках соглашения стороны намерены выстраивать кооперационные связи с предприятиями малого и среднего бизнеса Красноярского края по их привлечению к поставкам товаров, совместно решать вопросы трудоустройства краевых специалистов.
Олег Демченко, председатель совета директоров ООО «Северная звезда»:
— В этом году мы закончим строительство первого морского терминала на Таймыре, следующий этап — добыча угольных антрацитов, состав которых самый уникальный в мире.
СПРАВКА
Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» основана 2 октября 1990 года. Предметом деятельности ассоциации является межрегиональная интеграция и социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. В том числе реализуется отработка и внедрение на региональном и межрегиональном уровнях новых методов управления и правотворчества.
Интервью в тему
— Бездымный брикет часто называют бездымным углем. Поясните, что в таком топливе от угля и чем они отличаются.
— С технической точки зрения мы имеем дело с продуктом термической переработки угля, — объясняет Сергей Исламов, доктор технических наук. — Технология по своей сути (но не по техническому исполнению!) аналогична технологии производства древесного угля. Ссылаюсь на нее, потому что эта технология и ее продукт наиболее понятны населению.
Из исходного топлива (бурого угля) в результате нагрева при ограниченном доступе воздуха удаляются смолистые вещества — как раз те, которые при горении образуют дым. По логике, если любой уголь по своей природе дымный, то после того, как он перестал дымить, это уже не уголь.
Полученный продукт (буроугольный кокс), как и древесный уголь, состоит в основном из углерода. Поэтому его теплота сгорания почти в 2 раза выше, чем у бурого угля. Происходит своеобразная концентрация энергии.
Поскольку в процессе термообработки бурый уголь разрушается и превращается в порошок, чтобы его было удобно сжигать в бытовых печах, надо придать топливу кусковую форму. Для этого порошок брикетируют, а в качестве связующего вещества используют клейстер из пшеничной муки. И никакой химии! Кстати, известные всем аптечные угольные таблетки также прессуются из древесного угля с использованием муки в качестве связующего вещества!
— Разрабатывая такой продукт — бездымное топливо, какие задачи вы ставили перед собой? Зачем оно нужно? Повысить потребительские свойства угля?
— Главное потребительское свойство здесь — это минимизация вредных выбросов при сжигании в бытовых печах. Если говорить о твердом топливе, то эта цель достигается только при максимально возможном повышении содержания углерода в топливе. Необходимо исключить попадание в печное устройство смолистых веществ, изначально содержащихся в угле, пусть даже в небольших количествах. О том, как и за счет чего это происходит, я уже рассказал.
И здесь крайне важно провести водораздел между промышленным способом сжигания угля в котлах электростанций и сжиганием угля в бытовых печах. Что мы имеем на станциях? Высокую температуру в топке и избыток воздуха, которые обеспечивают полное сгорание смолистых компонентов угля. Дальше. Очистные сооружения — современные электрофильтры и высокие трубы, которые обеспечивают отвод дымовых газов за пределы уровня потребления воздуха человеком. И возьмем частные дома, в которых отсутствуют какие-либо очистные устройства, а низкие трубы не позволяют вывести продукты сгорания за пределы сферы дыхания человека. Кроме того, подавляющее большинство печей в частном секторе имеет примитивную конструкцию, разработанную в прошлые века, когда никто даже не задумывался об экологической чистоте выбросов.
В этих условиях единственно возможным решением по радикальному снижению вредных выбросов в частном секторе является переход на топливо с повышенными экологическими показателями.
Точно так же, как и в решении проблемы выбросов от автомобилей: быстро заменить все старые автомобили на современные невозможно, но можно их обеспечить современным экологичным топливом!
— Насколько технология производства бездымного топлива уникальна для России, для мировой практики?
— Современная технология производства бездымного топлива оригинальна и не имеет мировых аналогов! Она защищена рядом патентов Российской Федерации.
Подготовил Леонид Алексеев