Вырасти в Форда

Кадровые проблемы трясут угольную и все связанные с ней отрасли


Происходит это на протяжении последних лет, причем не только в нашем регионе, но далеко за его пределами.

Так, во время Красноярского экономического форума-2023 представитель СУЭК заявила:

— Есть вопросы, требующие комплексного подхода с участием не только бизнеса, но и власти. Прежде всего это снижение популярности инженерных и рабочих профессий.

Дефицит кадров привлек внимание к воспитанию, обучению подрастающего поколения, в связи с чем 2023-й в Кузбассе был объявлен Годом педагога и наставника. Для разговора о нуждах промышленных предприятий и поисках путей решения проблемы «УК» пригласил в гости Николая Шкабару, заместителя директора по кадрам и социальной политике завода «Кузбассэлектромотор» (до его закрытия) и Игоря Суходубова, генерального директора ООО «ШСМ-сервис».

— Николай Семенович, как решались кадровые вопросы на КЭМЗе?

— Политика предприятия преду­сматривала анализ кадровых перспектив КЭМЗа: кто, когда собирался уходить на пенсию, переезжать и прочее, чтобы узнать реальные сроки ротации и успеть подготовить молодое поколение.

Определялся кадровый резерв из числа студентов вузов и ссузов региона, и наши будущие работники — в бытность студентами — ежегодно приходили в КЭМЗ на практику, знакомились с производством под присмотром опытного наставника. Они получали ежемесячную стипендию, с каждым заключались соответствующие договоры о том, что после учебного заведения человек минимум три года должен был отработать на заводе.

После официального трудо­устройства выпускник обязательно знакомился со всеми подразделениями завода, людьми, будущей работой, опять-таки при помощи наставника.

— Насколько охотно опытный работник становился наставником?

— Люди разные. Кто-то занимался этим из-под палки, зато другой понимал необходимость передать свое трудовое место в надежные руки.

— Сегодня вы — добровольно, на общественных началах — пытаетесь решить проблему кадрового голода на машиностроительных, ремонтных предприятиях, связанных с угольной отраслью. Расскажите об этой деятельности.

— Не совсем так. Некоторое время назад я работал заместителем Игоря Сергеевича Суходубова в ООО «ШСМ-сервис» и вполне официально занимался решением вопросов, связанных с кадрами. Потом отпросился-таки на пенсию. Но отдохнуть не пришлось.

Пару лет назад ко мне обратились руководители предприятий, связанных с машиностроением, ремонтом, сервисным обслуживанием угольной отрасли с той же самой просьбой: помочь с поиском, воспитанием, образованием нужных работников. Я принимаю это тему близко к сердцу и не могу оставаться в стороне. Начал мониторить ситуацию и с удивлением узнал, что машиностроителей по нужным нам направлениям в Кемерове не обучают и, соответственно, не выпускают.

— Про какие именно специальности речь?

— Прежде всего нужны специалисты по электрическим машинам, которых в народе называют «электромашиностроители». Требуются обмотчики, сварщики, токари, сметчики…

— Этим специальностям в Кузбассе не обучают?

— Я говорю про Кемерово, где самостоятельно знакомился с ситуацией, разговаривая с директорами ссузов. Нашел выпускников по специальности «электрик», но они, скорее, относятся к сфере энергетики… Можно, конечно, переобучить. Но лучше выпускать кадры, крайне востребованные на предприятиях Кемерова, ведь их тут же трудо­устроят на хороших условиях.

— Как решают проблему предприятия машиностроения?

— Сами готовят кадры. Выбираем людей, опираясь на базу центра трудоустройства, и обучаем.

К разговору подключается Игорь Суходубов:

И.С.: — За последние годы при помощи Николая Семеновича мы принимали на практику и обучали профессиональной деятельности около 15 человек. 10 из них остались. Я их работой доволен, они, по-моему, тоже. Около 70 процентов наших работников получали трудовые навыки в стенах наших цехов.

— Каковы условия?

И.С.: — Первый месяц, во время обучения будущей профессии, стажер получает около 15 тысяч рублей. Если он остается в ШСМ-сервис, будет зарабатывать свыше 40-45 тысяч, это зависит уже от его труда.

— Существует ли у вас система наставничества?

Н.Ш.: — Фактически да. Новичок обязательно трудится под присмотром опытного коллеги, того, кто обучал его практическим навыкам с самого начала.

— Может быть, именно таким образом и стоит решать кадровый вопрос?

Н.Ш.: — Для больших производств это может быть и неплохо. В свое время на КЭМЗе был вечерний техникум, который давал ученикам те знания и специальности, которые требовались производству.

И.С.: — Дело в том, что, во-первых, знания должен давать квалифицированный педагог (и они гораздо шире технических навыков), а практика лишь закрепляет их. Во-вторых, образование человека подразумевает знание многих основополагающих дисциплин, расширение интеллекта, возможностей человека. И здесь уже определенно нужны педагогические кадры, которым в текущем году, Году педагога и наставника, уделяется так много внимания.

— То есть региональные власти своевременно обратили внимание на проблемы образования, чтобы устранить их?

И.С.: — Дефицит рабочих кадров достиг уровня, который грозит полному «обезлюдиванию», вплоть до закрытия машиностроительных предприятий.

В последнее время приходится сталкиваться с сугубо меркантильными претендентами, они желают получать зарплату, ничего не делая. Нам же нужны работники, способные решать поставленные задачи, предлагать собственные идеи. Люди образованные, с достаточным кругозором, амбициями, самоуважением. Абсолютно точно здесь требуется квалифицированная педагогика.

— Что же делать?

И.С.: — По-моему — на руках носить таких людей, как Николай Семенович, поддерживать их стремление улучшить ситуацию, чтобы региональное образование соответствовало потребностям предприятий региона. Круг замкнется, никто не захочет покидать регион. Востребованные, крепко стоящие на ногах специалисты покажут на собственном примере, чего можно достичь трудом. Поверьте, те работники, кто пришел к нам лет семь назад и уверенно остался, сегодня получили высшее образование, завели семьи, родили детей, купили квартиры, машины, то есть вышли на успешный уровень жизни.

Недавно я нечаянно услышал разговор новичка с опытным работником ШСМ-сервис:

— Раньше я думал, что 25 тысяч рублей мне за глаза хватит, — говорил новичок. — Теперь на вас посмотрел, как можно заработать, чего достичь, понял, есть к чему стремиться.

Такая инициативность только радует. С ее помощью можно кардинально улучшить все производство, условия труда, научиться работать на самого себя. Сегодня, собственно, ничего другого не остается, как создавать все самим.

Н.Ш.: — После переговоров с директорами кемеровских ссузов я понял, что вопрос обучения востребованным специальностям следует решать на высшем уровне. Планирую обратиться в Министерство образования Кузбасса с рядом предложений. В частности, надо заниматься установлением связи, знакомства ребенка с производственной жизнью еще со школьной скамьи. Лично я уже организовал несколько экскурсий старшеклассников на машиностроительные предприятия Кемерово. Подобная практика была в советское время, можно дополнить ее новыми находками, чтобы интерес к производству у школьника появился.

И.С.: — Когда я учился в десятом классе школы, раз в неделю мы проходили обучение в Кемеровском высшем военном училище связи, сегодня закрытом. До сих пор помню дисциплины, которые мы там проходили, до сих пор применяю кое-что на практике.

Это так называемое забытое старое. А новое — это возможности, открывающиеся перед работником предприятия. Я уже говорил про них выше. И я вижу, что хорошие примеры подавляют плохие. Люди следят за чистотой рабочего места, за собственным внешним видом, способны выйти на работу в выходной день, если требует количество заказов. ШСМ-сервис — предприятие небольшое, говорить о карьерном росте не приходится. Но, право, каждый способен вырасти в Генри Форда, который работал в механической мастерской как минимум четыре года и очень нескоро стал миллиардером.

— Вы верите в возможность преломить тяжелую ситуацию с кадровым голодом?

Н.Ш.: — Думаю, другого варианта просто нет. Если есть нужда в работниках, промышленность, при помощи властей, найдет способ заманить их к себе.

И.С.: — Нам все равно придется работать самим на себя. Самим изменять условия труда, пробиваться, создавать. Я прошел этот путь от самого начала, знаю, что можно достичь почти всего. Если очень постараться.


СПРАВКА

ООО «ШСМ-сервис» — в 2010 году было первым частным предприятием, кто взялся за ремонт крупногабаритных высоковольтных электродвигателей. Сегодня производит квалифицированный ремонт и сервисное обслуживание взрывозащищенных электродвигателей любых габаритов и мощностей.


 

Лариса Филиппова


2024-МАЙНИНГ