Вагончик тронется?

По данным Центра развития энергетики (ЦРЭ) экспорт угля из России в январе-феврале 2023 года вырос на 9 процентов


По сравнению с прошлым годом экспорт составил 33,7 миллиона тонн. В феврале он вырос на 8 процентов по сравнению с январем и на 32,6 процента по сравнению с февралем прошлого года, достигнув отметки в 17,5 миллиона тонн. Показатели примерно соответствуют аналогичным осени прошлого года, несмотря на снижение цен на энергетический уголь на мировом рынке.

Больше всего в феврале вывезли угля из Кузбасса — 15,7 миллиона тонн угля, в том числе на экспорт — 9,9 миллиона тонн (+13,4 процента). Всего же за январь и февраль 2023 года в области этот показатель достиг 20,1 миллиона тонн, что на 0,6 миллиона больше, чем за тот же период 2022-го. Помимо этого, отмечен прирост угля, хранящегося на складах и в бункерах обогатительных фабрик, — с 17,2 миллиона тонн в 2022-м к настоящему моменту запасы выросли до 20,7 миллиона тонн.

Преодоление сложностей

Ограничения ЕС на российский уголь позволили компаниям в прошлом году покупать уголь в России до апреля и импортировать его до 10 августа. Российские производители, ориентированные на европейские рынки, столкнулись с проблемами перенаправления своих поставок другим потребителям, поскольку пропускная способность железных дорог на восток ограничена. В Кузбассе был зафиксирован спад на 9 процентов по сравнению с 2021 годом. Из-за снижения спроса со стороны Японии и китайского Тайбэя экспорт в Азию также сократился в первой половине 2022 года.

Тем не менее уже в конце года в российские порты на северо-западе активно «поехал» уголь. А в январе 2023 года перевозки угля в порты северо-запада выросли на треть. Об этом на брифинге заявил Алексей Шило, заместитель гендиректора РЖД.

В РЖД считают, что российские угольные компании, особенно крупномасштабные смогли найти новых потребителей за рубежом и договорились с клиентами о стоимости доставки товара, а также преодолели логистические сложности, связанные с поиском судов и выбором оптимальных точек поставок своей продукции.

РЖД, в свою очередь, обещают и дальше работать над пропускной способностью своих путей в восточном направлении.

Осенью 2022 года Сергей Цивилев, губернатор Кузбасса, обращался к премьер-министру Михаилу Мишустину по поводу проблем с вывозом угля на экспорт (по состоянию на середину октября в Кузбассе простаивало 12 тысяч вагонов, в которых находилось более 800 тысяч тонн угля). В начале текущего года РЖД гарантировали перевозку из Кузбасса на восток в 2023-м не менее 53,1 миллиона тонн угля.

Глава РЖД Олег Белозеров и губернатор Кузбасса подписали соглашение, по которому Кузбасс обязуется предоставить к перевозке, а ОАО «РЖД» гарантирует вывезти в восточном направлении на экспорт не менее этого количества: «Индикативный объем вывоза кузбасского угля на экспорт через восточный полигон ОАО «РЖД», предусмотренный допсоглашением, — 55,1 миллиона тонн угля».

Гарантия объемов вывоза позволит угольным предприятиям Кузбасса более точно планировать добычу угля на следующий год и формировать свои инвестиционные планы.

Стоит отметить, что заключенное соглашение является дополнением к тому, что регион и РЖД уже подписали на период с 2019 по 2035 год. По нему в этом году из Кузбасса на восток должно быть вывезено 58 миллионов тонн, таким образом, планы по вывозу на следующий год впервые за последние несколько лет продемонстрируют отрицательную динамику по объемам экспорта. По данным официального сайта Министерства угольной промышленности Кузбасса, в 2020 году из региона в восточном направлении по железной дороге было отгружено 55,8 миллиона тонн угля, в 2021 году — 56,1 миллиона тонн.

Спрогнозировать возможные последствия снижения вывоза в нынешней сложной ситуации на мировых рынках затруднительно.

Нам важен БАМ

Осенью прошлого года правительство одобрило инвестпрограмму РЖД на текущий год. Компания определила приоритеты потенциальных вложений, выделив ключевые направления: развитие инфраструктуры (Восточный полигон) и обновление локомотивно-вагонного парка.

РЖД планирует снизить расходы на инвестпрограмму на 2023 год на 13 процентов по сравнению с ранее утвержденными планами. Около 40 процентов программы направятся на развитие магистральной инфраструктуры.

Один из ключевых приоритетов по этому направлению — модернизация и обновление инфраструктуры Восточного полигона. По данным ведомства, из 440 миллиардов рублей, заложенных на проекты Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на развитие второго этапа Восточного полигона будет выделено 250 миллиардов.

По оценке Алексея Чекункова, министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, объем не вывезенных грузов по железной дороге в Восточном направлении из-за неудовлетворения заявок отправителей только за январь-сентябрь прошлого года составил порядка 80 миллионов тонн, а объем потерянной выручки — 1,5 триллиона рублей. При этом провозную способность Транссиба и БАМа планируется увеличить лишь на 24 миллиона тонн за ближайшие два года — со 158 миллионов тонн в 2022 году до 182 миллионов тонн в 2024 году.

Сегодня как никогда необходимо существенное расширение программы строительства дополнительных главных путей в рамках модернизации Транссиба и БАМа.

Для решения этих задач актуальным уже не первый год остается увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали в Иркутской области и Бурятии.

В 2023 году, по сообщениям ведомства, филиал РЖД — Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) сосредоточится на этой задаче: на участках БАМа и Транссиба ВСЖД модернизируют 41 объект инфраструктуры, что позволит увеличить пропускную способность до 43 пар поездов в сутки на БАМе и на участках Транссиба — до 154 пар поездов в сутки.

37 объектов предполагается «довести до ума» на Байкало-Амурской магистрали и четыре — на Транссибе. В частности, по северному ходу ВСЖД планируется построить пять разъездов, шесть двухпутных вставок, возвести вторые пути на четырех перегонах, построить дополнительные приемоотправочные пути на станции Таксимо и реконструировать станцию Северобайкальск. Также на БАМе запланирована модернизация 20 объектов энергетики.

Еще четыре объекта энергетики реконструируют на Транссибирской магистрали. Здесь предусмотрено укомплектование тяговых подстанций дополнительным оборудованием, а также обновление комплектующих на трансформаторных подстанциях.

Основное направление: вторые сплошные пути по участкам БАМа. Это строительство новых путей вокруг крупных узлов: Новой Чары, Таксимо, станции Лена. Также подтверждается, что РЖД к концу 2023 года закончат II и III этапы модернизации станции Тайшет, где сходятся БАМ, Транссиб и Абаканский ход Красноярской железной дороги.

В ходе перенаправления грузопотоков после февраля 2022 года к портам Дальнего Востока «поехало» дополнительно около 15 миллионов тонн грузов. В связи с этим филиал ищет технологии, которые позволят вывезти продукцию в большем объеме. Речь, в том числе, идет о тяжеловесных поездах до 7,1 тысячи тонн для угольщиков и нефтяников.

Инвесттариф — спорная ситуация

Расширение БАМа, как водится, не обходится без спорных моментов.

Так, мероприятия предусматривают во втором этапе программы модернизации работы на участке Комсомольск-Ванино. Чтобы ввести 14 объектов второй очереди БАМа в срок РЖД предлагает 15-процентное повышение тарифа для грузоотправителей на Ванино-Совгаванский узел. Новый тариф предлагается ввести в 2024 году на три последующих года. Общий рост должен составить 28 процентов, но часть его будет профинансирована за счет кредитов.

Прецедентов введения такого инвесттарифа на железной дороге до сих пор не было, и аналитики сомневаются, что грузоотправители согласятся на подобное мероприятие без получения взамен приоритетного права на проезд по инфраструктуре, который по закону дать нельзя.

«Коммерсант» констатирует, что раньше уже предпринимались «попытки точечно профинансировать расширение инфраструктуры на БАМе и Транссибе за счет отдельных грузоотправителей, однако все упиралось в дискуссию о приоритете. Так, в 2018 году Дмитрий Босов предлагал построить Северомуйский тоннель-2 на БАМе за свои средства, но взамен просил для «Сибантрацита» приоритетное право пользования этой инфраструктурой (подробнее см. «Ъ» от 15 июля 2019 года). Переговоры успехом не увенчались. В 2021 году «Эльгауголь», обсуждая строительство дороги необщего пользования до Охотского моря, был готов сам проинвестировать этот проект, но просил у ОАО РЖД приоритетный доступ к инфраструктуре на пять лет ее строительства, и ведомства и регионы воспротивились этому (см. “Ъ” от 24 и 30 августа 2021 года).

Олег Токарев, министр угольной промышленности Кузбасса, тоже заявляет, что предложение финансирования строительства объектов на Восточном полигоне за счет инвесттарифа отрицательно скажется на экономике поставок угледобывающих компаний Кузбасса в восточном направлении.

— Угольная отрасль в 2022 году, — говорит министр, — столкнулась с потерей европейских рынков сбыта и вынужденной переориентацией выпавших объемов в других направлениях, что связано с необходимостью предоставления скидок к цене на уголь и вместе с прочими негативными факторами не позволяет финансировать масштабные инфраструктурные проекты.

В нынешней ситуации сложившийся на мировых рынках высокий уровень цен неустойчив, и ввод инвесттарифа может снизить рентабельность экспорта энергетических углей в восточном направлении ниже приемлемого уровня. При этом в Кузбассе доля добычи энергетических марок углей от общей добычи составляет 70 процентов.

Поэтому угледобывающие компании Кузбасса против ввода инвесттарифа и прочих дополнительных затрат.

Стоит добавить, что, по информации угольных компаний Кузбасса, на 2023 год уровень вывоза угля в восточном направлении при наличии соответствующей провозной способности мог бы достигнуть 91,7 миллиона тонн с перспективой дальнейшего роста. Однако ОАО «РЖД» на текущий год берет на себя обязанности гарантированного вывоза угля в восточном направлении (на экспорт) только 53,1 миллиона тонн.

Евгения РАЙНЕШ


2024-МАЙНИНГ