Шаг за шагом, год за годом
Журналу «Уголь Кузбасса» 15 лет
Начало в № 1 2023 года «УК»
С 2008 года журнал ведет историческую летопись угольной отрасли региона. Издание входит в «Золотой фонд российской прессы», признавалось лучшим брендом Кузбасса и лучшим отраслевым изданием России, является победителем федеральных и региональных конкурсов.
Но главное — на протяжении 15 лет «Уголь Кузбасса» вместе с областью переживает радостные и печальные события, делится новостями, анализирует случившееся и предсказывает тенденции.
В прошлом номере мы начали небольшое путешествие по времени, с 2008 года по 2019-й. Полистали старые страницы, оглянулись назад, вспомнили, чем жила область эти и трудные, и счастливые годы. Сегодня мы оглянемся на события недавние, но тоже уже ставшие историей.
Идем на Восток
В 2020-м — сложном пандемийном году — журнал в очередной раз обращался к уже ставшей традиционной проблеме перевозок черного золота:
«Будущее Кемеровской области в условиях современного рынка напрямую зависит от успеха российской угольной промышленности, а также прорыва экспортных поставок на Восток. Уголь стал основным грузом для акционерного общества «РЖД», и его доля в грузообороте выросла за 10 лет с 35 до 44 процентов…
Неоднократно в правительстве обсуждалась часть стратегии, касающаяся увеличения экономической связанности территории России и скорости доставки грузов железными дорогами. Закладывается реализация серии крупных инфраструктурных проектов, в том числе строительство высокоскоростных магистралей и перехода с материка на Сахалин.
Разработанные Минэнерго России совместно с причастными организациями параметры экспорта угля в ПРУП в восточном направлении легли в основу грузовой базы проектов развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона.
Основной прирост экспортных перевозок угля на восток ожидается из кластера Новосибирской, Кемеровской областей и Хакасии, а также в Дальневосточном кластере (Якутия, Амурская область, Приморский и Хабаровский края). В совокупности эти кластеры обеспечат более 90% прироста экспортных потоков угля на Восток.
С точки зрения конкурентоспособности и рентабельности продаж продукции угледобывающей отрасли Минэнерго прогнозирует значительное увеличение поставок российского угля в страны Восточной Азии (Китай, Южная Корея, Япония и другие), с которыми у российских компаний уже сформированы контакты, а также в направлении стран Западной Азии (Индия, Пакистан и другие) в связи с наращиванием энергопотребления как населением, так и промышленными предприятиями».
В ожидании перемен
Пик пандемии пришелся на время подготовки к празднованию 300-летия Кузбасса. Накануне праздника состоялась пресс-конференция Сергея Цивилева, губернатора Кузбасса, которую назвали «600 дней. Кузбасс после коронавируса». Пандемия и ее последствия стали превалирующей темой мероприятия. Но не только.
Наш журнал освещал это событие: «Вся российская экономика только в этом году, с марта, столкнулась с эпидемией коронавируса, а мы к этому времени уже год находились в условиях международного кризиса из-за падения цен на уголь на мировых рынках. Кризис в связи с пандемией только усугубил ситуацию.
Так, по словам Сергея Цивилева, Кемеровская область с января по апрель нынешнего года недополучила 12,2 миллиарда рублей налогов. Однако частично покрыть дефицит регионального бюджета должны помочь федеральные средства: в конце мая регион получил от правительства Российской Федерации 9 миллиардов рублей.
— По решению президента Российской Федерации правительство распределило 100 миллиардов рублей для поддержки 56 регионов страны. Из этих средств 9 миллиардов досталось Кузбассу. Это больше, чем всем субъектам Сибирского федерального округа. Я постоянно и системно доказываю правительству Российской Федерации то, что Кузбасс находится в непростых условиях. Нас услышали, и экономика Кузбасса была поддержана. Мы эту сумму планируем потратить на поддержку нашей экономики, она частично покроет те убытки, которые возникли от мирового кризиса энергоуглей, — уточнил губернатор.
По мнению Сергея Евгеньевича, те резервы, которые были созданы в благоприятный для региона 2018 год, и полученные федеральные миллиарды позволяют совершенно спокойно проходить через кризисы, развивать экономику области, выполнять все социальные обязательства перед жителями и готовиться к главному событию — 300-летию Кузбасса:
— Все большие и малые объекты, которые строятся или ремонтируются в Кузбассе, все проекты развития и программы поддержки направлены на достижение одной цели: сделать так, чтобы каждый житель Кузбасса увидел конкретные положительные изменения в ближайшие 1-2 года».
И уголь, и хлеб
В 2020 году в Кузбассе продолжился процесс передачи сельскохозяйственных земель угольным компаниям. Процесс тяжелый, вызывавший много споров, требовавший пояснений.
Весной этого года Сергей Цивилев, губернатор Кемеровской области, завизировал несколько постановлений. Они касались перевода двадцати трех участков (которые по кадастру относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения) компаниям, добывающим уголь в Беловском и Прокопьевском районах.
В общей сложности это составило более миллиона квадратных метров земель только в 2020 году. А вообще активная работа по выявлению земель, не использующихся по назначению, и переводу их в промышленную категорию началась с весны 2018 года. И все это время представители власти пытаются убедить жителей региона и СМИ, что сельское хозяйство в результате подобных действий совсем не пострадает. А даже — выиграет.
«На самом деле, — писал «Уголь Кузбасса», — как не один раз публично объясняли чиновники соответствующих ведомств, земельные участки, подлежащие переводу, уже заняты промышленными объектами. То есть фактически они давно не используются по своему первоначальному предназначению, и их передача осуществляется лишь с юридической точки зрения. С целью установить порядок в документации о пользовании землей, а также регламентировать налоговые выплаты. Кадастровая стоимость у промышленных земель намного выше, чем у сельскохозяйственных, значит, местный бюджет получит теперь гораздо больший доход от предприятий, на баланс которых перевели эти земли. Плюс к тому, что сама кадастровая стоимость земель для промышленников выше, налог с сельхозземель составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости, а с промышленного участка — 1,5 процента».
Отрасль восстанавливается
В 2021 году мир, а вместе с ним и угольная отрасль, восстанавливались после пандемии.
«Цены на энергетический уголь в 2021 году на мировых рынках неожиданно и стремительно стали расти, — анализировали мы в конце года. — В конце сентября европейские генерирующие компании платили уже 137 долларов за метрическую тонну ископаемого топлива, в октябре цены на уголь в Европе подскочили еще на 11 долларов за тонну. К ноябрю 2021-го на китайском рынке тонна угля стоила 192 доллара за тонну.
Американская The Wall Street Journal объяснила рост цен увеличением спроса на энергетический уголь, дефицитом природного газа, ростом потребления электроэнергии (начался выход мировой экономики из пандемийного локдауна), неблагоприятными погодными условиями в Азии, закрытием угольной шахты в Колумбии, наводнениями в Индонезии и Австралии. Главным драйвером роста цен по-прежнему выступает дефицит сырья в Китае из-за запрета на импорт угля из Австралии.
Сегодня угольная генерация там стала прибыльней газовой даже с учетом платежей за выбросы и уголь вновь стал востребованным. Хотя точно предсказать, как долго сохранится нынешний тренд высоких цен, никто не берется».
Новые времена
В совсем недавнем, 2022 году, когда мы только стали приходить в себя после пандемии, на страну обрушились санкции. Не миновали они и угольную отрасль. Предсказать развитие ситуации в стремительно меняющемся мире сложно и сейчас, но все же мы пытались заглянуть в будущее:
«Постепенное эмбарго Евросоюза на импорт угля из России ставит европейские страны перед необходимостью поиска новых рынков. Российский уголь составлял 65% всего угля в ЕС, и замещение такого объема ставит Союз перед значительным вызовом, особенно в условиях нынешнего дефицита этого энергоресурса в мире.
По оценкам экспертов, заместить эти объемы будут способны такие страны, как США и Колумбия. США способны увеличить поставки угля в ЕС до 9 миллионов тонн, а Колумбия — до 14 миллионов тонн. Другие большие экспортеры угля типа Индонезии или Австралии не смогут обеспечить необходимые объемы. Австралия работает на полную мощность на азиатский рынок, а индонезийский уголь хуже российского по техническим характеристикам. Значительную роль играют и логистические причины.
Аналитики рассматривают три сценария развития ситуации на рынке: базовый, оптимистичный и пессимистичный.
Базовый и оптимистичный сценарии предполагают, что поставленная Евросоюзом задача отказаться от российского угля к августу этого года не будет достигнута. Даже если ЕС удастся заменить российский уголь, это приведет к нехватке в Индии и АТР и, как следствие, подтолкнет цены вверх. В итоге уголь марки Newcastle FOB Австралия к четвертому кварталу может стоить $475 за тонну (против $179 в первом квартале).
Пессимистичный сценарий предполагает замедление мировой экономики, сокращение спроса на уголь и повторение энергетического кризиса 2021 года. Однако даже в этом случае уголь подорожает до $350 за тонну.
Все три сценария предполагают, что перенаправить российский уголь на другие рынки получится лишь частично ввиду пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на восточном направлении. При этом перенаправление потоков в Азию приведет к росту дисконта, который, однако, будет частично компенсирован ростом уровня цен на 30-40% и возможным ростом спроса на российский уголь ввиду погодных и инфраструктурных проблем»
Конечно, нельзя объять необъятное, и многие важные события, которые «Уголь Кузбасса» переживал вместе с регионом, остались за кадром. Но вы всегда можете открыть архив журнала, который находится на его сайте, и сами отправиться в прошлое. Хотя бы для того, чтобы попытаться угадать будущее. История продолжается.
Евгения РАЙНЕШ