2024 Стройимпорттехника


Уникальный случай

Наши горноспасатели находятся в постоянной готовности к ликвидации последствий аварии, поиску, оказанию помощи попавшим в аварию шахтерам


Понятно, что землетрясение для угольной отрасли представляет страшную опасность.

В связи с этим вспоминается случай в июле 2022 года: обрушение горной выработки на шахте «Распадская-Коксовая», позже — спасение Леонида Моисеева, которое СМИ назвали «чудесным». Средства массовой информации охотно сделали сенсацию на этом событии, но все ли их слова были достоверны?

«УК» поинтересовался мнением людей, непосредственно принимавших участие в ликвидации аварии; на наши вопросы ответил Евгений Александров, заслуженный спасатель РФ, начальник оперативно-технического отдела филиала «Новокузнецкий ВГСО» ФГУП «ВГСЧ».

— Евгений Викторович, журналисты писали, что «выработку, где произошло обрушение, постоянно пучило», «безалаберность администрации довела выработку до такого состояния».

Ваше мнение — соблюдались ли на шахте в тот момент необходимые меры безопасности, в том числе в отношении возможного землетрясения? И, обобщая ситуацию на шахтах, готовы ли они к землетрясению?

— Как влияют сейсмические события — землетрясения, происходящие за пределами шахтных полей, на горные выработки шахты — до сих пор вопрос дискуссионный. Исследования на эту тему начинались с 50-х годов прошлого века в Институте горного дела им. Скочинского, и до сих пор однозначного ответа нет. Сами землетрясения могут иметь разную природу — как техногенного (горно-тектонические удары в шахтах и рудниках, толчковая разгрузка в районе карьерных выемок), так и природного характера (тектонические сдвиги структур земной коры).

По принятой практике работников шахт выводят на поверхность после землетрясений. Как правило, они на своих рабочих местах (в подземных выработках) воздействий этого явления не ощущают.

Не только в шахтах, но и на объектах инфраструктуры нет исчерпывающих методов прогноза землетрясений и предотвращения их последствий (Ташкент, Спитак, Турция, Сирия и т.д.). Однако в шахтах такие последствия могут выражаться в первую очередь в динамических явлениях (горные удары, внезапные выбросы, обрушения).

Считается, что сейсмическое событие (землетрясение) и повлекло деформацию горной выработки вентиляционного штрека 3-2-1 с выдавливанием угля с верхнего бока и почвы штрека и заполнением сечения выработки горной массой на шахте АО «Распадская-Коксовая» 5 июля 2022 года.

В вентиляционном штреке 3-2-1, где произошла деформация горной выработки, в связи со сложными горно-геологическими условиями периодически происходило пучение пород почвы. Специалисты шахты разрабатывали и выполняли мероприятия по поддержанию и ремонту выработки, зачищали почву выработки. Кровля и борта выработки были закреплены стали-полимерными анкерами АСП-20В. В зонах влияния горно-геологических нарушений и на сопряжениях кровля выработки была усилена канатными анкерами типа АК-01. Вентиляционный штрек 3-2-1 сохранялся от влияния выработанного пространства целиками угля.

Шахта АО «Распадская-Кок­со­вая» построена с учетом сейсмичности региона (8 баллов). На шахтном поле проведено геодинамическое районирование, определены угрожающие тектонические структуры. На предприятии организован и функционирует прогноз динамических явлений и мониторинг массива пород в рамках «Инструкции по прогнозу динамических явлений и мониторингу массива горных пород при отработке угольных месторождений». Шахта оснащена системой геофизических и сейсмических наблюдений (комплекс ГИТС), приборами эпизодического действия геофизического контроля состояния массива (Ангел-М), и оборудованием для «традиционного» прогноза динамических явлений (по выходу бурового штыба). Кроме штатной группы прогноза, в сложных случаях привлекаются специалисты научно-исследовательских организаций. Аварийная выработка неоднократно обследовалась специалистами ВостНИИ. Последний раз перед аварией оценка возможности дальнейшей эксплуатации выработки с привлечением специалистов АО «НЦ ВостНИИ» проведена в ноябре 2021 года, эксплуатация выработки была признана возможной.

До аварии 5 июля 2022 г. в районе города Междуреченска были зафиксированы неоднократные подземные толчки (землетрясения), не приведшие к каким-либо разрушениям подземных горных выработок.

Соответственно, утверждать, что на шахте не соблюдались меры безопасности в отношении готовности к землетрясениям, неправомерно. Какие-либо критерии, позволяющие установить готовность или неготовность этой шахты и других шахт к землетрясению, в настоящее время неизвестны.

В компетенцию ВГСЧ не входят полномочия давать оценку достаточности мер по предотвращению последствий землетрясений на шахтах. Утверждать, что нормы и правила в этой области на шахте нарушались, у ВГСЧ оснований нет. Считаем, что говорить о безалаберности руководства шахты неправомерно. Слушать «диванных» экспертов, не бывавших на этом предприятии — неблагодарное дело.

— Леонида Моисеева обнаружили благодаря «специальному датчику, расположенному на каске». Не могли бы пояснить точнее, что за система безопасности была установлена на шахте?

— На шахте АО «Распадская-Коксовая», как и на всех угольных предприятиях юга Кузбасса, смонтирована и введена в эксплуатацию многофункциональная система безопасности (МФСБ), отключать которую разрешено только для выполнения ремонтных работ по письменному разрешению технического руководителя (главного инженера) шахты.

Это требование «Правил безо­пасности в угольных шахтах»: «В горных выработках шахты, надшахтных зданиях и сооружениях должен быть оборудован комплекс систем и средств, обеспечивающий организацию и осуществление безо­пасности ведения горных работ, контроль и управление технологическими и производственными процессами в нормальных и аварийных условиях. Системы и средства данного комплекса должны быть объединены в МФСБ».

Система определения местоположения людей в горных выработках, как и система поиска и обнаружения людей при аварии — необходимые компоненты МФСБ, и требования к их наличию устанавливают «Правила безо­пасности в угольных шахтах». На «Распадской-Коксовой» для определения местоположения людей в горных выработках применяется система «Flexcom», для поиска и обнаружения людей, застигнутых аварией (находящихся под завалом), — интегрированная с «Flexcom» аппаратура «SU Helian». Системы не лучше и не хуже других, сейчас они примерно все одного уровня.

Для работы горноспасателей в первую очередь необходима система определения местоположения людей в горных выработках — позволяет определить наличие людей в зоне действия элементов системы до аварии (если система аварией не повреждена, то и после нее), наладить учет проходящих через характерные узлы людей, правильно направить спасателей.

Современная задача — насыщение выработок элементами системы определения местоположения для контроля всех участков шахты и достижения максимальной точности системы. Система поиска позволяет с хорошей степенью точности определить местонахождение человека под завалом и рационально выбрать направление спасательных работ.

Система поиска была удачно применена в 2022 году на шахте «Осинниковская» при внезапном выбросе угля, однако работа системы поиска не всегда надежна.

Хотелось бы обратиться к руководителям: не экономьте на системах определения местоположения и поиска, грамотно организуйте их эксплуатацию, учите людей работать с ними, берите под контроль их работоспособность. Огромная разница — искать неизвестное количество людей по всей шахте, рискуя отделениями горноспасателей, или искать отдельного человека на локальном участке выработки.

Во всех аккумуляторных батареях головных светильников работников шахты АО «Распадская-Коксовая» вмонтированы датчики, которые позволяют работать системе определения местоположения и системе поиска. По показаниям МФСБ до ее выхода из строя в результате обрыва провода, Леонид Моисеев двигался по вентиляционному штреку 3-2-1 в сторону центральных уклонов. Последние показания МФСБ позволили определить его местоположение по показаниям МФСБ с точностью до 150 метров и принять решение вести разбор завала со стороны фланговых уклонов. Предварительный поиск Леонида Моисеева осуществлялся при помощи аппаратуры поиска и обнаружения пострадавших «SU Helian», однако в данной ситуации аппаратура не помогла (указывала местоположение со значительной погрешностью).

— Насколько ваши сотрудники готовы работать в условиях землетрясения?

— Горноспасатели филиала «Новокузнецкий ВГСО» ФГУП «ВГСЧ» находятся в постоянной готовности к ликвидации последствий аварии, поиску, оказанию помощи шахтерам в любых ситуациях, порой рискуя собственной жизнью.

— Были ли подобные случаи в Кузбассе?

— Приведу примеры подобных аварий. Так, 8 августа 2006 года в 37 км северо-восточнее Новокузнецка произошел подземный толчок силой 2,2 балла по шкале Рихтера. В это время на шахте им. В.И. Ленина производили отработку лавы 0-6-1-9 вблизи контура действующего пожара №55. Землетрясение спровоцировало обрушение основной кровли лавы 0-6-1-9 и вынос пожарных газов (СО-0,05%, выше предельно допустимой концентрации) из пожарного участка на вентиляционный штрек 0-6-1-9. Все горнорабочие были выведены на поверхность, никто из них не пострадал. После выполнения мероприятий по обследованию аварийного участка и разгазированию выработок шахта продолжила работу в нормальном режиме.

15.08.2020 на шахте «Еруна­ковская-VIII» произошло внезапное пучение пород почвы на сопряжении вентиляционного штрека 48-7 с выемочным участком лавы 48-7, пласт 48. Аварией было застигнуто 4 человека, которые находились на сопряжении вентиляционного штрека 48-7 с выемочным участком лавы 48-7. В результате множественных травм, несовместимых с жизнью, один пострадавший скончался, трое пострадавших с травмами различной степени были госпитализированы в городские клинические больницы Новокузнецка.

Выводы комиссии по расследованию причин возникновения аварии: внезапное пучение пород почвы части вентиляционного штрека 48-7 в зоне опорного давления от лавы 48-7, связанное с влиянием остаточного опорного давления от незавершившихся процессов сдвижения, а также зависшей части основной кровли в контуре отработанной лавы 48-6, инициирующим механизмом сдвижения которой явилось воздействие интенсивной сейсмической волны с магнитудой М = 3,0 на склонные к пучению породы почвы пластов 48 и 45.

— Машинист буровых установок Леонид Моисеев был найден живым на седьмые сутки — это уникальный случай спасения в вашей практике?

— Случай с Леонидом Моисеевым, найденным на седьмые сутки живым, действительно, уникальный. Такого в практике горноспасательного дела Кузбасса ранее не было отмечено.

До этого, при обрушении кровли на шахте им. В.И. Ленина в Междуреченске пострадавшего Бориса Левко обнаружили, извлекли из-под завала и выдали на поверхность через двое суток после обрушения. Как говорят ученые-физиологи: «Если без еды человек может прожить до 30 дней, а иногда даже больше, то без воды ― всего 3-5-7, в редких случаях до 8 дней».

Леонид Моисеев, несмотря на травмы и потерю крови, жил без воды в стесненном пространстве более 6 суток.

— Расскажите про ваших сотрудников, удостоенных наград «За честь и мужество». Как они жили эти 6 дней? Какое оборудование помогало действиям?

— Список горноспасателей, обнаруживших, оказавших первую помощь и выдавших пострадавшего Леонида Моисеева на поверхность:

Бисангалиев Анатолий Ана­толь­евич, помощник командира взвода; Бажайкин Владимир Семенович, помощник командира взвода в медслужбе; Машков Игорь Евгеньевич, помощник командира взвода в медслужбе; Кобяков Олег Викторович, командир отделения; Чабанов Павел Егорович, респираторщик; Хижняк Артур Валерьевич, респираторщик; Алиев Олег Гад­жи­ахметович, респираторщик; Кури­лов Константин Сергеевич, респираторщик.

Все горноспасатели этого отделения ранее отработали на разборке завала и поиске пострадавшего по 2-3 смены, работы выполнялись по заранее составленным графикам работы. Но это далеко не все, кто принимал участие в спасательной операции, в этот момент на смене находились еще два отделения, которые помогали в извлечении Леонида Моисеева из завала.

При разборке завала отделения горноспасателей использовали стандартное оборудование, применяемое при разборке завалов: комплект аварийно-спасательного оборудования (RESGTEC) и ручной аварийно-спасательный инструмент (кайло, лопата, топор, двуручная пила).

— Усиливается ли внимание к сейсмоустойчивости угольных предприятий сегодня? Стоит ли обратить отдельное внимание на эту тему?

— Как я уже отметил, угольные предприятия при землетрясении действуют постфактум, т.е. после получения сигнала о произошедшем событии выводят работников предприятий на поверхность. Ученые еще не научились предсказывать землетрясения, это показали последние события в Турции, Сирии.

Внимания требует геодинамическая безопасность угольных предприятий в целом — возможность негативного влияния на горные выработки глобальных, региональных, местных природных сейсмических событий на безопасность в горных выработках, разработка методов прогноза и предотвращения такого влияния. Вопрос очень сложный, требующий глубокого комплексного подхода (смежной работы геологов, геофизиков, геомехаников, специалистов по геодинамике). Нет разницы, рухнула выработка от землетрясения в Саянах, от горного удара на соседней шахте, от сдвига по местному глубинному разлому или от разгрузки ближайшей карьерной выемки. В этом направлении научная деятельность пока в зачаточном состоянии.

Лариса ФИЛИППОВА