2022 БЕККЕР



Преемственность

«Кузбассэлектромотору» исполнилось 80 лет


5 ноября 1941 года был подписан приказ об эвакуации предприятия из Харькова, 7 ноября первый эшелон с оборудованием прибыл в Кемерово, где началось размещение и наладка оборудования. Уже в марте 1942-го состоялся выпуск первой партии моторов поворота башни танка МБ-20.

Юбилей не мог остаться без внимания. Слишком много судеб и историй связано с «Кузбассэлектромотором». Живет и работает в меру сил Совет ветеранов под руководством Геннадия Петровича Куликова. Развиваются дочерние компании по изготовлению и обслуживанию высококачественной электротехнической продукции. Советские традиции обрастают новейшей практикой.

Так, Николай Семенович Шкабара, заместитель директора КЭМЗ по социальным вопросам вплоть до 2013 года (1), позже работал заместителем генерального директора современного предприятия «ШСМ-сервис». Корреспондент «УК» пообщался с ветераном, чтобы узнать подробности празднования 80-летия.

— 12 ноября мы собрались на площадке компании «Торгинвест», где были накрыты столы, и нас ждала развлекательная программа. До этого представители советов ветеранов завода, города, района проделали большую работу, обзванивая ветеранов предприятия, чтобы пригласить тех, кто достоин этого и находится в добром здравии. В итоге нас набралось 35 человек. Особенно приятно, что присутствовал глава Кемерова Илья Владимирович Середюк, который наградил памятными знаками «За трудолюбие и талант» 10 ветеранов.

— Вас в том числе?

— Да. Здесь необходимо сказать о помощи компаний — преемников КЭМЗ. Они поддержали мероприятие и награжденных ветеранов материально.

— Как вы считаете, в чем польза подобных встреч?

— Это память. То, без чего не будет будущего. Многих коллег по КЭМЗ я не видел 10-15 лет. Все они остались очень довольны возможностью пообщаться, повспоминать, почувствовать себя нужными.

Нам есть чем гордиться, ведь к 1988 году завод стал научно-производственным объединением. Название говорит само за себя: связь научных исследований с практикой. Есть ли сегодня где такое? И продукция была достойная, до сих пор работает исправно.

Очень важно, что сохранились старые кадры, которые и сегодня способны распространять свои знания и опыт.

— Вы свои знания использовали по назначению — долгое время работали в «ШСМ-сервис». Какими секретами делились с генеральным директором, что так помогло предприятию выйти на высокий уровень развития?

— Есть целый ряд моментов, помогающих добиваться высоких результатов. С моей точки зрения, планирование — одна из главных составляющих производственной деятельности. Также необходимо вовлечение всех работников в процесс производства. Для человека важно понимать, что именно он делает и какова его роль в общем трудовом процессе. Появляется стимул, и производительность труда возрастает в разы!

— Если говорить современным языком, вы внедрили принципы бережливого производства (2)?

— Я скажу просто: коллективный труд подчиняется определенным законам, зная которые можно добиваться существенных результатов. Чтобы не придумывать новые правила, на что уходит много сил, не изобретать велосипед, можно использовать опыт и знания людей, которые, слава Богу, еще живы и полны сил.

К словам Николая Семеновича присоединяется Игорь Суходубов, генеральный директор «ШСМ-
сервис».

 — Роль опыта, мудрости советских кадров трудно преуменьшить. Так, у ООО «ШСМ» есть два этапа развития: ДО прихода к нам Николая Семеновича Шкабары и ПОСЛЕ. Его трудовая активность увеличила валовой доход предприятия в три с половиной раза. Не так давно он решил-таки уйти на пенсию, но заложил в коллектив лучшие традиции трудовой деятельности, в частности такие, что были на НПО «Кузбассэлектромотор».

— Игорь Сергеевич, вы ведь тоже бывший работник этого предприятия?

— Да, я успел поработать на заводе в последние его годы.

— Что вы можете сказать о КЭМЗ с точки зрения молодого специалиста?

— Я застал завод не в лучшие годы, но убеждение, что это было мощнейшее производство, у меня осталось. А в том, что продукция завода до сих пор не имеет равных на российском рынке, уверен абсолютно. Долгие годы горел желанием способствовать восстановление НПО…

— Сегодня вы стали, по образному выражению Николая Семеновича, преемником «Куз­басс­электромотора». В чем это выражается?

— Мы выполняем сервисное обслуживание оборудования, которое, несмотря на столько лет эксплуатации, является наиболее качественным из всего, что есть на рынке. Получив базовые знания во время обучения, работы на КЭМЗ, применяем это на практике, поддерживаем лучшие традиции труда и год от года расширяем возможности.

— Репутация «ШСМ-сервис» позволила вам пережить непростые для угольной отрасли 1919-1920 годы, обслуживать предприятия различной сферы деятельности. Пару слов про этот опыт, пожалуйста.

— Да, это было время, когда угольный сектор не то чтобы прекратил с нами работать, но заказов стало меньше. Появилась возможность сотрудничать с другими отраслями, в частности к нам обращались представители Кемеровского трамвайного, троллейбусного депо, Российской железной дороги, немецкой компании Becker и даже кондитерской фабрики «Яшкино».

— Как дела сегодня?

— В угольной отрасли ситуация выправилась, у нас тоже все неплохо. Мне очень приятно иметь возможность оказывать помощь в проведении таких мероприятий, как 80-летний юбилей «Кузбассэлектромотора». Для меня это честь.

Лариса Филиппова

 (1) В августе 2013 года «Кузбассэлектромотор» был закрыт.

(2) Более подробно о принципах бережливого производства — в интервью с Сергеем Ващенко, стр.10.


Камаз