2022 БЕККЕР



Героические будни Прибыльнова

Бригадир шагающего экскаватора первым собрал драглайн нового типа


Бригадир шагающего экскаватора ЭШ-6/60 Владимир Яковлевич Прибыльнов со своими товарищами первым на разрезе «Красногорский» собрал драглайн нового типа

Он в совершенстве изучил новую технику, разработал и внедрил немало рационализаторских предложений.

Свое детище бригада испытала под постоянно увеличивающимися нагрузками и довела суточные объемы до рекордных. За выдающиеся заслуги в развитии угольной промышленности и достижение высоких технико-экономических показателей Владимир Яковлевич При­быльнов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Февраль и ранняя весна 1960 года выдались студеными, ветреными, капризными. Именно в такую непогоду на разрез «Красногорский» на железнодорожных платформах, в огромных ящиках, пронумерованных заводским номером «23», доставили комплектующие детали нового экскаватора. Груда металла весом полтысячи тонн после сборки должна была оформиться в новый шагающий экскаватор ЭШ-6/60.

Опыта монтажа такой техники ни у кого не было. На монтаж направили машиниста Владимира Прибыльнова, на разрезе были уверены: справится и с этим заданием, как справлялся со многими другими.

Бригадир с Валентином Бре­ди­х­и­ным, Михаилом Бубен­щи­ко­вым, Дмитрием Скубиным после смены первого дня монтажа (2 марта) пообещали друг другу: хоть камни с неба, а монтаж завершить к 1 мая — за два месяца. Продумали последовательность монтажа и на бумаге расписали по этапам.

Работали на продуваемой всеми ветрами площадке в любой мороз. Поначалу обмораживали пальцы, но приспособились к стуже: кутались в полушубки, поверх перчаток надевали меховые рукавицы-шубенки. Вытащат руки, наживят болт — и снова в шубенки, берутся за массивные ключи.

Запустили новую машину к сроку. А тут у их соперников, опытных экскаваторщиков бригады Михаила Смирнова, заражавшего всех методом сквозного подряда, во время погрузки угля отказал подъемный механизм. На помощь к постоянным конкурентам пришла вся бригада Прибыльнова. Вместе быстро исправили поломку. Не заладилась работа у соседей, что-то случилось с поворотным механизмом, — Прибыльнов со своей дружиной снова спешит на помощь.

Не такой он человек, чтобы держать под спудом свои знания и опыт. Благодаря помощи Владимира Яковлевича Михаил Зайцев стал машинистом экскаватора, низовой рабочий (была в те годы такая должность на смазке узлов) Петр Широков научился управлять сложной машиной. Бригадир именно так понимал внедрение метода сквозного бригадного подряда.

Коллектив разреза во втором году семилетки обязался повысить производительность труда на семь процентов, не иметь ни одного участка, не выполняющего план, бороться с пьянством и хулиганством. И вот на тебе — прослышал бригадир, что один из членов бригады, Дмитрий, замечательный труженик, всегда готовый помочь друзьям и даже соперникам, дома по-своему «снимает напряжение», что иногда даже граничит со скандалом. Когда к нему наведался для беседы Прибыльнов, Дмитрий готов был провалиться сквозь землю.

Владимир Яковлевич уму-разуму учить не стал, но дал понять, что в бригаде своеволия не потерпит. Когда же узнал, что Дмитрий попал в вытрезвитель, сам приехал за ним на машине: «Собирайся, будешь держать ответ на «бригадном круге». После такой проработки парня было не узнать, он совсем бросил выпивать.

Владимир Прибыльнов считал, что доверие коллектива, награды надо отрабатывать сполна. В 1962 году он уже был полным кавалером знака «Шахтерская слава». Следом за сообщением об этом в городской газете опубликована информация, что за неделю до празднования Дня шахтера его бригада вынула 116 тысяч кубометров вскрышных пород — месячное задание перевыполнено на 26 тысяч кубов. К середине ноября коллектив доложил о выполнении годового плана, а через месяц досрочно справились с годовым планом по добыче угля горняки разреза «Красногорский». За оставшиеся до конца года дни было добыто еще 75 тысяч тонн угля.

В 1960-х годах разрез становился застрельщиком передовых методов хозяйствования, внедрения новых технологий, экономических реформ. Локомотивом многих начинаний становилась передовая бригада Владимира Прибыльнова. Она одной из первых доказала состоятельность и выгодность метода хозрасчета. В 1962 году по новым законам работали 62 экскаваторные и буровые бригады. На лицевых счетах передовых коллективов ежемесячная экономия составляла значительные суммы.

Через два года плановая суточная добыча по разрезу возросла до 7 тысяч тонн. Это потребовало напряжения сил, правильного использования техники, денежных средств, продуманной расстановки кадров. Предприятие включилось во Всекузбасский смотр резервов роста производительности труда, поиск путей снижения себестоимости продукции.

Разрез «Красногорский» одним из первых в числе шести угольных предприятий страны перешел на работу по новой системе планирования и экономического стимулирования. Началось движение по переходу на полный хозяйственный расчет разреза в целом и каждой бригады в отдельности, по лучшему использованию основных производственных фондов и повышению рентабельности.

На всех промышленных предприятиях страны были введены фонды материального поощрения, развития производства. Доклад главного инженера разреза «Красногорский» Гакия Фазалова по этой теме рассматривался в Министерстве угольной промышленности СССР. Опыт красногорцев обобщили и рекомендовали для руководства на всех предприятиях открытой разработки.

Группа специалистов провела эксперимент и сумела доказать жизненность технологии перемещения грунта драглайнами в выработанное пространство по одноступенчатой схеме. Но в эксперимент вносили корректировки природные факторы.

Существовал психологический барьер освоения драглайнов в условиях скальных пород. Преодолеть его вызвалась бригада Владимира Прибыльнова. В первые месяцы работы производительность была низкой и зарплата ниже прежней. Механизаторы вместе с группой инженеров разреза упорно искали выход, и он был найден. По предложению красногорцев было дано указание Барнаульскому котельному заводу изготовить ковши усиленной прочности для драглайнов, чтобы черпать скальные породы.

Конструкторское бюро завода в содружестве с красногорскими инженерами разработало новую конструкцию ковша с применением технологии изготовления котлов. В результате увеличился срок эксплуатации этого узла в четыре раза.

Вскоре пошли рекорды. Бригада Владимира Прибыльнова, а следом и Сергея Котявина на драглайне ЭШ-6/60 за сутки на переэкскавации породы доводили объемы до 10 тысяч кубометров каждый при плане 7620 кубометров.

«Маяки» добились поставленной цели и доказали жизненность самой экономичной и эффективной технологии вскрышных работ.

Передовой коллектив сделал убедительный шаг на пути к большим объемам. Полным ходом стали вести вскрышу, которая до сих пор отставала.

За эти поистине героические успехи бригадир Прибыльнов был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина. Министр угольной промышленности СССР Борис Братченко прислал персональное приглашение Владимиру Яковлевичу на торжественное собрание в министерстве в честь Дня шахтера.

Успехи передовых экскаваторных бригад, несомненно, дали толчок инженерной подготовке на вскрышных работах. Именно в те годы родились и были внедрены с высокой эффективностью проекты по поэтапному ремонту экскаваторного парка, наклонному бурению скальных пород, совершенствованию взрывов и еще многое другое.

По природной скромности Владимир Яковлевич вряд ли согласился бы с тем, что он стоял у истоков движения за высокопроизводительный труд. И все же он и его товарищи не просто безупречно работали, а постоянно думали над увеличением объемов, совершенствованием техники, способами увеличения нагрузок.

Такой факт. В 1965 году объем вскрыши, выполненный драг­лайнами без предварительного рыхления мехлопатами, составил 49 процентов, в 1966 году — 60, в 1967‑м — 100 процентов. Все восемь экскаваторов-мехлопат, занятых на рыхлении, были переведены на погрузку вскрышной массы в автотранспорт. Но как возрастали эти нагрузки?

В процессе использования драглайнов на скальных участках часто случались порывы режущей части ковшей, изготовленных на Новокраматорском заводе. Чтобы предупредить подобные аварии, местные рационализаторы-экскаваторщики стали заменять режущие части ковшей драглайнов на зубья мехлопат. И твердые породы покорились. После успешных испытаний завод-изготовитель ковшей перешел на их серийное производство по новой конструкции красногорцев.

Своевременная подготовка угольного фронта сказалась на добыче. В 1967 году за досрочное выполнение государственного плана и достижение высоких технико-экономических показателей коллектив разреза «Красногорский» был награжден Красным знаменем Министерства угольной промышленности СССР и ЦК профсоюза работников отрасли.

В тот год передовое предприятие добилось больших достижений по сверхплановой реализации, прибыли, снижению себестоимости продукции, возросла зарплата трудящихся.

Прибыльнова избрали депутатом городского Совета. К общественным обязанностям он относился так же серьезно, как к производственным.

Бригада Владимира При­быль­нова готовилась к покорению новых вершин. В конце 60-х годов впервые на рудник пришли два новых шагающих экскаватора ЭШ-15/90. Их доверили монтировать, вводить в эксплуатацию и осваивать бригадам Героев Социалистического Труда Эдуарда Батурина и Владимира Прибыльнова. Впереди их ждали новые рекорды…

Владимир Келлер
Idkontakt.ru


Камаз