Под спрос
Стабильный тренд угольной отрасли
Единственный стабильный тренд угольной отрасли последнего времени — рост добычи угля
Что делать с этим углем? Безотходная углегенерация, создание водно-угольного топлива, углехимия — на эти темы пока бесконечные разговоры и о-о-чень мало движения вперед (тем более что на нужды углехимии, как считают умные люди, потребуется не более 2% объема нашего черного золота).
А вот обогащение давало, дает и будет давать реальную возможность расширить рынки сбыта и повысить конечную стоимость реализуемой продукции. Оно отправляет в прошлое затратные перевозки пустой породы, сжигание высокозольного топлива (оборачивающееся ростом шлакозолоотвалов, загрязнением окружающей среды и потерями КПД на угольных ТЭЦ).
— На данный момент в России в промышленном объеме нет ни одной технологии глубокой переработки угля, кроме обогащения, — считает Александр Ковальчук, советник генерального директора ОАО «Русский Уголь», д.т.н. — Именно обогащение дает угольной промышленности явный экономический эффект. Поэтому оно наиболее востребовано. Например, в СССР было достаточно развито брикетирование — брикетировали даже бурые угли. Сейчас промышленного производства брикетов нет. Дешевле и проще обогатить энергетический уголь.
Пока наша экспортная направленность по энергетическим углям будет сохраняться, обогащение продолжит развиваться.
— Для СУЭК развитие обогатительных мощностей — один из самых главных приоритетов стратегии, — поддерживает высказанное мнение Владимир Рашевский, генеральный директор АО «СУЭК». — Несмотря на все нынешние сложности на мировом угольном рынке, спрос на более качественные угли продолжает расти. И по всем прогнозам, рост потребления таких углей сохранится и в дальнейшем.
Перспективность направления привела к настоящему прорыву в этой области.
16 лет назад
Первенцем среди фабрик нового поколения специалисты считают ОФ «Антоновская».
Удачное сочетание комплекса инновационных решений в технологии, компоновке, инженерном обеспечении, строительной части, в организации проектирования и строительства привело к тому, что «Антоновская» стала точкой отсчета для углеобогатительных фабрик современности. Фабрика эксплуатируется с 2001 года и постоянно наращивает объемы переработки, сохраняя нормативное качество товарной продукции.
Показательно оригинальное решение, примененное здесь, — сухая классификация на грохотах «Ливелл» с выделением низкозольного класса 0-3 мм. Этот прием значительно упростил технологическую схему, в частности, отпала необходимость применять флотацию, при этом выход и качество концентрата в целом по фабрике полностью соответствуют требованиям потребителей. Нет необходимости применять дорогой и небезопасный процесс — термическую сушку продуктов обогащения, сооружать и содержать гидроотвалы. В связи с отсутствием сушки и сопутствующей ей пересушенной угольной «микроники» на предприятии по существу нет проблем с запыленностью тракта концентрата, включая погрузку угля в железнодорожные полувагоны.
5 лет назад
В 2012 году была сдана в эксплуатацию ОФ «Матюшинская» годовой мощностью 3 миллиона тонн.
Ее уникальная технология позволяет обогащать коксующиеся и энергетические угли, добываемые на разрезе «Березовский» ЗАО «Стройсервис». На фабрике применяется передовая технология обогащения, без термической сушки, с замкнутым водно-шламовым циклом.
Чем интересно это предприятие? Именно здесь побывал Дмитрий Медведев в 2016 году, охарактеризовав его как одно из ведущих современных предприятий угледобывающего комплекса Кузбасса.
— Если бы не увидел своими глазами — не поверил бы, что так может быть на угольном предприятии, — сказал тогда премьер-министр России.
Наше время. Номер раз
Проект обогатительной фабрики «Талдинская» должен быть закончен до конца текущего года. По крайней мере об этом неоднократно говорил Андрей Козицин, генеральный директор КГМК. Мощность новой обогатительной фабрики составит 6 миллионов тонн угля в год, ее общая стоимость оценивалась компанией в 5,9 миллиарда рублей, 45 миллионов закладывались на проектные работы
Это будет самая крупная в Кузбассе обогатительная фабрика, седьмая в составе «Кузбассразрезугля» (+10 обогатительных установок сезонного типа и 20 комплексов по переработке и погрузке угля).
Номер два
Одноименная вышеназванной фабрике управляющая компания «Талдинская», в которую входят две кузбасские шахты, в 2017 году планирует приступить к строительству собственной ОФ и в ближайшие два года вывести угледобывающие предприятия на проектные мощности, удвоив добычу на каждом.
Федор Стрижко, председатель совета директоров УК «Талдинская», объявил, что мощность фабрики, которая потребуется для переработки угля составит 3 миллиона тонн. Ориентировочная стоимость, если брать по проектным раскладкам, порядка 2,4 миллиарда рублей.
Номер три
Для ОФ «Увальная» уже построен административно-бытовой комплекс. На его фасаде значится «УК Сибирская» — название головной компании. Сегодня здесь располагаются работники шахты «Увальная», на которой 25 апреля началась промышленная добыча.
Обогатительная фабрика будет размещена по соседству. В настоящее время ведется проектирование ее главного корпуса. После введения в строй ОФ (ориентировочно конец 2018 года) добываемый уголь будет здесь же, на месте, обогащаться, приобретать нужные для потребителя кондиции, отгружаться в вагоны и отправляться по назначению.
Модернизация
«Стройсервис» в текущем году продолжит модернизацияю действующих обогатительных фабрик на ООО СП «Барзасское товарищество» и на ООО «Шахта №12» с увеличением мощности переработки рядовых углей с 1,2 миллиона тонн в год в 2 и более раза.
КТК заявила о планах увеличения производственных мощностей переработки двух входящих в состав компании обогатительных фабрик в 1,5 раза — до 9 миллионов тонн угля в год. Одну из фабрик планируется модернизировать летом 2017 года, для чего она будет остановлена в июне на 2 месяца, в настоящее время уже ведутся общеподготовительные работы, по второй срок исполнения 2018 год.
Угольная компания «Южный Кузбасс» (входит в группу «Мечел») обновляет оборудование центральной обогатительной фабрики «Сибирь». По программе технического перевооружения приобретен водокольцевой вакуумный насос стоимостью около 6 миллионов рублей для повышения эффективности обезвоживания угольного концентрата.
— Новое оборудование позволит обеспечить стабильную работу производства и снизить производственные издержки, — говорит Виктор Скулдицкий, управляющий директор ПАО «Южный Кузбасс».
И это далеко не все примеры.
Проектировщики довольны?
В общем и целом на жизнь они не жалуются. Заказов на проектирование много.
— Все фабрики, построенные по нашим проектам (а их большинство в Кузбассе), работают устойчиво и превышают проектную мощность на 20-30% за счет оптимальных проектных решений, что обеспечивает стабильную работу предприятия до 7 200 часов в год вместо нормативных 6 000 часов, — говорит Геннадий Сазыкин, директор по обогащению углей института «Гипроуголь».
— Сегодня мы продолжаем создавать современные экономически рациональные предприятия с комфортными условиями труда. Каждое предприятие уникально, а проектирование — это творчество. Наш институт, как и прежде, развивается, мы вырастили много талантливых и перспективных специалистов, каждый наш новый проект должен быть качественнее и экономичнее предыдущего, благодаря внедрению новейших технологий и оборудования по добыче и переработке угля России, США, Великобритании, Германии, Китая и Австрии. Вот о чем не хотелось бы говорить, так это о деградации машиностроения в России. Отечественное обогатительное машиностроение совершенно не развивается, Красноярский завод «Спецтехномонтаж» не расширяет номенклатуру, и так довольно ограниченную, на базе этого завода можно было бы создать стратегическое конструкторское бюро обогатительного направления с последующим расширением номенклатуры завода.
На сегодня нет ни одной государственной структуры с правом принятия правильного стратегического решения по конкретным объектам, поскольку все в руках, а точнее, в деньгах частного бизнеса, который не очень озадачен длительной перспективой, поэтому экономит любой ценой «сегодняшние деньги». Сокращается проектная численность обслуживающего персонала. Нет ни одного независимого исследовательского института — а настоящая наука должна быть независима!
Обилие нормативной документации для выполнения проектов по обогатительным фабрикам — это головная боль проектировщиков. Есть базовый документ — в основном ПБ 05-580, но его не признают, ссылаясь на более серьезные документы, особенно по категориям взрыво- и пожароопасности, по складам угля и другим вопросам. Зачем существуют «второстепенные» документы?
Мы так и не можем понять, как применить автоматическое пожаротушение для угля, находящегося в воде, а нас это заставляют делать, хотя угля в главном корпусе -0,03% по объему, при этом он в воде, ленточные конвейеры просто «запутали» в решетках и тросиках.
Есть документы, в которых уголь называют минералом, уже несколько лет нас вынуждают согласовывать с Роснедрами углеобогатительные фабрики как фабрики, обрабатывающие минералы.
Нужна государственная стратегия, и чем скорее, тем лучше. Мы особенно четко понимаем, насколько раньше было сильным и грамотным Министерство угольной промышленности, которое состояло из лучших профессионалов-практиков, а сейчас такой контингент, как правило, убирается с руководящих постов.
Несмотря на такие условия, проектировщики «Гипроугля» выполняют свой профессиональный долг и договорные обязательства, но иногда это бывает предельно сложно, на нервах, когда приходится параллельно выполнять и проектную, и рабочую документацию, а в это время уже идет строительство и одновременно экспертиза проекта... и все это с понижающими коэффициентами на стоимость проектных работ при заключении договоров на проектирование.
Кстати, мы понимаем и поддерживаем идеи оперативного строительства и берем ответственность за возможные накладки. За один месяц работы фабрика мощностью 3,0 миллиона тонн выпускает продукции более чем на миллиард рублей.
К сожалению, трудоемкость работы проектировщиков в настоящее время мало кто понимает, в таких условиях очень важно не терять достоинства, которое заключается в гарантированном обеспечении будущих предприятий безопасностью производства, устойчивой работы в части технологии, комфортными условиями труда для рабочих и ИТР.
Лариса Филиппова