Прошагать все просторы

Традиционно День геолога отмечается в нашей стране ежегодно в первое воскресенье апреля


Этот профессиональный праздник был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1966 года в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны.

Начало апреля, как время проведения праздника, было выбрано потому, что это период окончание зимних холодов и схода снега, когда у специалистов данной отрасли начинается подготовка к летним полевым работам и экспедициям.

Так кто такой геолог сегодня? Чем живет, чем дышит, как работают? За ответом мы обратились к Константину Скрипаю, начальнику отдела геоинформационного обеспечения проектных работ одного из научных институтов Кузбасса.

— Мысль стать геологом родилась еще в школе, — рассказывает Константин. — Началось все с туристического кружка. Мы побывали на Поднебесных Зубьях, в Красноярском крае, на Алтае… На Бородинском поле лагерем стояли, раскопки исторические вели. А в 1995-м я поступил в Томский государственный университет. Решил учиться на геолога, хотя тогда и было модно идти на экономистов и юристов.

— Чему учат геологов?

— Конечно же, общеобразовательные предметы: высшая математика, физика, химия… Спецпредметы начались с первого курса. Геология, кристаллография, минералогия, и с каждым семестром их становилось все больше. Нас, будущих геологов, развивали всесторонне. Были очень интересные полевые практики. Запомнилась первая геологическая практика, которая проходила под Мариинском. Занимались раскопками динозавров. И сейчас там идут раскопки, недавно нашли ранее неизвестный вид динозавра. Была так же практика в хакасских степях возле озера Шира. Нас, тогда наиболее опытных в походных делах, отправляли на неделю раньше основной группы. Мы ставили палаточный лагерь, обустраивали быт и потом принимали основной состав. Около месяца большой группой в шестьдесят человек жили и работали — проходили геологические маршруты. У нас имелось необходимое оборудование и вездеход. Степь, жара, змеи… Но эти трудности нас не пугали. С удовольствием вспоминаем те времена. Они сплотили. За месяц в поле человека лучше узнаешь, чем за год на учебе. До сих пор общаемся хотя бы по телефону.

— Учеба закончилась, пора на работу. Куда идти геологу?

— У меня специализация была по каменному углю. Я сразу планировал вернуться в наш угольный Кузбасс. Устроился на работу в ИК «Соколовская», в маркшейдерский отдел горнорабочим с выполнением функций участкового геолога. Помогал маркшейдерам прокладывать направление выработок. Осваивал профессию шахтового геолога. Выполнял зарисовки забоев, замерял водопритоки по выработкам.

— Какова роль шахтового геолога, что от него зависит?

— В первую очередь это прогнозирование горно-геологических условий для ведения горных работ. Перед проведением каждой выработки геолог составляет прогноз, в котором подробно расписываются все те условия, что ожидают шахтеров. На основе прогноза составляется план, сроки, необходимые ресурсы, техника, оборудование. Также мы заранее расписываем, какой приток воды ожидается, а значит, какие насосы для откачки воды потребуются. На основе наших данных о метанообильности пластов вычисляется необходимая мощность вентилятора.

— Насколько сегодня профессия геолога востребована?

— В нашем регионе есть нехватка геологов. Не острая, но вакансии есть. На каждом угледобывающем предприятии работают геологи. Без них никуда.

— А какова функция вашего отдела в институте?

— Наш отдел состоит только из геологов. Половина из них производственники, вторая половина — специалисты из геолого-разведочных работ. Мы выполняем геологические задачи по шахтовым полям. То есть у нас более глобальные задачи, чем у шахтового геолога. Мы оцениваем, где следует строить шахту, какую, с какой перспективой. Как наиболее эффективно использовать месторождение.

— «В поле» часто приходится ходить?

— Сейчас уже нет. Но руки-ноги помнят, знания все в голове. Если потребуется, готов пойти в геологоразведку в любой момент!

Игорь СЕМЕНОВ


2024-МАЙНИНГ